Канал имени Москвы: история строительства, интересные факты, речные прогулки

Необычное

Канал имени Москвы – часть обширной глубоководной системы европейской части нашей страны. Благодаря этому гидротехническому объекту Москва-река соединена с Волгой, Балтийским, Черным, Каспийским, Азовским, Белым морями. Более 60% воды москвичи получают из Волги через Канал имени Москвы. Его протяженность – 128 км, ширина достигает 85 м, глубина – более 5 м.

История строительства

Первые идеи о строительстве подобного канала, связавшего бы две крупные реки, высказывались еще во времена правления Алексея Михайловича и Петра Великого.

Но на столь масштабное строительство денег в казне не нашлось. При Николае I соорудили Екатерининский канал, но он просуществовал всего 10 лет.

К 30-м годам XX столетия в Москве возникла нехватка воды из-за обмеления Москвы-реки. В некоторых местах ее переходили вброд.

Стало очевидно, что для водоснабжения и речного сообщения необходима вода из Волги. Руководители страны отдали предпочтение проекту, который предусматривал прокладку канала от устья Дубны к Тушино и сооружение шлюзов по Клинско-Дмитровской гряде.

В Дмитрове находился исправительно-трудовой лагерь, на стройке трудилось свыше 190 000 заключенных. Условия их работы были очень тяжелыми. До сих пор неизвестно, какое количество человек погибло от болезней и истощения. А в связи с тем, что канал проходил через населенные пункты, пришлось перенести на новое место около 200 сел.

Канал торжественно открыли в 1937 году. Сначала его назвали Москва –Волга. По новому речному пути началось движение грузовых и пассажирских судов. В 1947 году гидросооружение получило новое имя – канал имени Москвы.

Интересные факты

В довоенный период москвичи называли канал сталинским зеркальным мостом. Отправной точкой его трассы стал участок Волги вблизи Дубны, завершающей – шлюз на Москве-реке и Карамышевская плотина.

Специалисты условно разделяют гидросооружение на три участка: северный Волжский подъем, Волжско-Окский водораздел и южный Москворецкий склон. Строители канала возвели больше 200 крупных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, заградительные ворота, пристани.

Башни шлюзов выполнены в стиле сталинский ампир. Самым интересным считается оформление шлюзов под номерами 3 и 6. Так, третий шлюз украшают декоративные фигуры, каравеллы Христофора Колумба, созданные архитектором Владимиром Мовчаном. У шестого шлюза установлена скульптура девушки с парусником, символизирующая Волгу и идущие по ней суда.

Сейчас канал имени Москвы используется для транспортировки грузов: стройматериалов, зерна, угля, леса. В его створе могут проходить суда, чья грузоподъемность не превышает 5000 т. Для речных прогулок по каналу имени Москвы запрещается использовать парусные суда. Они обязательно должны идти на моторе.

В поселке Деденево работает музей, посвященный истории канала. В его коллекции собраны экспонаты, посвященные создателям канала имени Москвы, его проектированию и строительству, а также роли в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас гидросооружение снабжает столицу чистой водой, служит удобным транспортным путем, дает право Москве называться портом пяти морей.