Весьма распространено суждение, что для качественной подготовки к ЕГЭ по химии вполне достаточно одних лишь теоретических занятий. При всей глубокой ошибочности таких утверждений (напомним, что химия как таковая построена на данных, полученных из экспериментов) обратим внимание читателя на несколько иной аспект проблемы: закрепление пройденного в памяти обучаемого.
Небольшое отступление об особенностях человеческой памяти
Доказано на практике, что запоминание любой информации человеком протекает тем быстрее и надёжнее, чем больше ассоциаций и видов памяти при этом используется. Читателю наверняка доводилось бывать в ситуации, когда некий мимолётный запах ярко пробуждал далёкие, казалось бы совсем забытые воспоминания. Из аналогичных же соображений действительно качественная подготовка к ЕГЭ по химиихоть в каком-то виде должна содержать «работу руками» (лабораторные работы, практикумы и т.д.), поскольку они комплексно активируют разные виды памяти. Важно отметить, что модные в последнее время «компьютерные симуляции лабораторных работ» и тематические видеофильмы не могут адекватно восполнить этот пробел.
Компенсация недостающего
Очевидно, что в случае подготовки к ЕГЭ по биологии ситуация ещё более плачевна: регулярная практическая работа с микроскопом и биопрепаратами встречается куда реже, не говоря уже о значительно большей «капризности» биологических объектов. Можно ли попытаться как-то принципиально скомпенсировать этот недостаток?
Одно из возможных решений — искусственное усиление ассоциативности процесса запоминания за счёт специальных мнемонических техник. Плодотворность такого подхода доказали на практике «ментальные атлеты», что соревнуются между собой в запоминании больших объёмов случайной/неструктурированной информации: последовательностях слов, чисел, игральных карт в колоде и т.п. Овладеть как минимум базовыми мнемоническими техниками вполне по силам человеку со средними способностями — в Интернете можно найти соответствующие самоучители и видеокурсы. В крайнем случае, можно пройти подобную подготовку очно, под руководством наставника на соответствующих тренировочных курсах. Важно понимать, что это будет не какая-то исключительно специфичная подготовка к ЕГЭ по биологии, химии или чему-то ещё: полученные навыки комплексно «прокачивают подсистему памяти» ученика и будут затем вполне востребованы как при последующем обучении в ВУЗе, так и в повседневной жизни.