О фарфоре

Дом и семья

«Белое золото» так в Китае, родине фарфора, отзывались о нём. И нередко при покупке, на одну сторону весов клали фарфор, а другую уравновешивали золотыми слитками. Китайцы долгое время (и это длилось не один век), тщательно хранили секрет технологии производства фарфора. Этому способствовало и наказание за разглашение технологии, которое подразумевало длительный тюремный срок, вплоть до смертной казни. Но, тем не менее география производства фарфора постепенно расширялась. Сначала мастера Кореи и Японии, овладели секретами производства продукции из фарфора.

А вот в Европе, фарфор стали производить только в начале ХVIII века. Немецкий придворный алхимик Беттгер, для своих нужд, сделал тигль (горшок). После обжига, он понял, что в результате получилось прекрасное фарфоровое изделие. Об этом было доложено королю и по его приказу в замке Альбрехтсбург, что в Саксонии, был построен завод. На нём стали производить фарфоровые изделия, ставшие эталоном для всей Европы.

Фарфор пришел позже, первая мануфактура по его производству была открыта в Санкт-Петербурге в 1744 г, под руководством ученого – химика Д.И.Виноградова.

Классификация

Фарфор относят к одной из разновидности керамики. Он получается путем обжига «белой глины» (каолина), полевого шпата (вид камня) и кварца. Основой фарфора, а это главное отличие от остальной керамики, является каолин. В мире фарфор подразделяют на:

* Твердый фарфор. Это классический Китайский фарфор, состоящий из каолина, камня и кварца. Этот состав обжигается, в специальных печах, при высоких температурах. В результате получается изделие с белым или сероватым оттенком, которое на ощупь чем-то похоже на яичную скорлупу. Твердый фарфор имеет значительный вес, и он требует аккуратного обращения, так как хрупок и хорошо подходит для скульптур из фарфора.

* Мягкий фарфор. Европейский результат поиска состава и технологии производства фарфора. Все дело в том, что из классического состава необходимо было заменить китайский камень, которого не было в Европе. В итоге получился рецепт в котором использовали кварц, глину и стекловидные вещества.

Если сравнивать мягкий и твердый фарфор между собой, то первый наиболее прозрачен, выполнен в теплом тоне, сливочно-кремового оттенка. Мастера предпочитают выполнять роспись статуэток и других изделий именно на мягком фарфоре, на нём она смотрится более живописно и нежно.

* Костяной фарфор. Это уже продукт улучшения качества твердого фарфора, полученный за счет добавления в состав пережжённых костей. В результате: повышенная белизна, улучшенная прозрачность и усиленная прочность. Все эти факторы вывели его в число лучших фарфоров и соответственно цена изделий из него не дешёвая.

В чем отличие фарфора от керамики

Если вы задумали приобрести предмет из фарфора, а не из керамики или фаянса, но вы не знаете, как определить его. То покупку лучше сделать в специализированных магазинах, имеющих хорошую репутацию. Продавцы-консультанты объяснят все особенности выбранного вами изделия и посоветуют вам, на чем остановить свой выбор.

И все-таки, как же определить фарфор это или нет. Фарфору присущи:

* Прозрачность. Посмотрите сквозь изделие на свет, керамика и фаянс — непрозрачны, через фарфор же можно увидеть надпись, сделанную на противоположной стороне.

* Мелодичный звук. При легком постукивании карандашиком, фарфор издает тонкий звук, а вот у керамики и фаянса – звук глухой.

* Структура. Если на изделии есть небольшой скол, обратите внимание на его структуру. У керамики он имеет пористый вид, а у фарфора он будет гладким.

* Глазурь. Она должна покрывать предмет, без неровностей и шероховатостей.

* Дефект обжига. Фарфор, в отличие от фаянса, подвергается обжигу два раза. Второй раз, обжиг производят уже покрытого глазурью предмета. И на донышке, в месте соприкосновения с поддоном, остается термический отпечаток.

* Долголетие. Фарфор многие столетия, при бережном хранении, не теряет свой первозданный вид. Если фаянс с течением времени покрывается «паутинкой», то у фарфора, благодаря диффузии глазури в состав изделия, это не наблюдается. Этот фактор необходимо учитывать тогда, когда покупаете старинное изделие, например сервис.

Уход

Он не сложен, самое главное в нём – бережное отношение.

* Фарфоровые изделия, имеющую роспись золотом, необходимо мыть вручную и каждый предмет в отдельности, щадящим моющим средством. Если на фарфоре нет росписи, то тогда нет и ограничения на способе мытья.

* Ещё, чтобы не повредить роспись, мойте посуду не горячей, а теплой водой, без применения абразивных средств.

* Не замачивайте долго посуду в воде. Все-таки в основе фарфора каолин — «белая глина».

* Во избежание сколов и трещин, избегайте соприкосновения посуды между собой, не нагромождайте её.