Обида представляет собой реакцию на несправедливость направленную на человека. Дети по-разному демонстрируют чувство обиды. Более эмоциональные могут громко выражать обиду, другие дети могут просто надуть губы и молчать. Иногда ребенок может вести себя агрессивно и пытаться убежать. Причиной детской обиды могут стать: невнимание со стороны друзей, исключение из игры, не предоставили игрушку, обзывательства, зависть и т.п. Если у ребенка выражено чувство обидчивости, то он крайне негативно воспринимает успехи других детей.
Обида сама по себе не является отклонением от нормы. Это нормальное чувство, которое присуще и детям и взрослым. Обида может временно нарушить общение, после чего оно возобновится. Но, если демонстрируемые реакции ребенка становятся частым и агрессивным явлением, которое мешает взаимоотношением с другими детьми, то следует предпринять определенные действия в этом отношении. Если не предотвратить резкие проявления обиды в начале, то в дальнейшем обида будет возникать даже при малейшем поводе. Таким образом ребенок сформируется как подозрительная и озлобленная личность, которая ищет во всем подвох. Из таких людей вырастают хорошие манипуляторы, но они всегда будут изгоями в обществе. Поэтому, обидчивость отравляет существование и человеку и окружению.
Как побороть повышенную обидчивость у ребенка?
Если на все происходящее ребенок реагирует обидчивостью и агрессией, то можно прийти к выводу, что у ребенка ограниченный сценарий действий. Такие дети не представляют, как можно иначе реагировать на происходящее. Человеческая психика устроена таким образом, что привыкает совершать безопасные и обычные действия. Что-то новое всегда воспринимается с опасностью и недоверием. Поэтому родители должны расширить круг эмоциональных реакций ребенка.
1. Полностью отказаться от обобщения. Если они возникают, то следует добиваться конкретики. Если ребенок привыкнет обобщать, то таким образом заблокирует механизм собственных действий. В понимании ребенка угроза будет исходить от всех подряд. Поскольку один не может идти против всех, то единственное что остается возможным – спрятаться и закрыться.
2. Прямые высказывания. Это самое важное правило, которым должен руководствоваться ребенок. Если другие говорят обидные вещи, нужно прямо сказать о том, что это неприятно и обидно. После прямого высказывания следует посмотреть за реакцией обидчика. В большинстве случаев, человек прекращает говорить обидные вещи. Таким образом, можно научить ребенка постоять за себя.
3. Игнорирование.
До ребенка следует донести, что обидчивые дети постоянно становятся целью для злых детей. В такие моменты, можно попробовать использовать психологические приемы. Например, «включать» любимые маша и медведь песни, или представлять себя в коконе. Но, использование таких методов, требует психологической подготовки. Поэтому, импульсивные и несдержанные дети не смогут применять данные приемы. Но, по мере взросления, такие приемы можно постепенно внедрять и успешно использовать в контактах с другими детьми.
4. Отговорки. Дети, в большинстве, знают их очень много. Они могут помочь в качестве защиты собственного достоинства.