На самом деле, выглядит это сюрреалистично. Представьте — бескрайняя желтая степь до горизонта. Где-то вдали стоит одинокая юрта. И она обязательно огорожена забором. Юрта в степи и высокий забор!
Иногда бывает так, что юрты нет. А забор есть. А иногда бывает, что есть и юрта, и забор, а внутри, как во дворе, стоит … джип. Так живут монголы.
Зачем они строят заборы, когда вокруг на десятки километров нет больше никого?
Вы, наверное, знаете, что Монголия — страна с самой низкой плотностью населения. Здесь живет всего 3,5 миллиона человек на просто огромной площади (страна занимает по этому показателю 11 место в мире после Ирана), из них около 800 тысяч проживает в столице.
Остальные в небольших городках или разбрелись по бескрайним степям. И живут вот в таких юртах.
Но они кочуют. И сегодня могут жить в одном месте, а завтра переместиться в другое.
Говорят, привычка строить забор вокруг юрт монголы переняли у русских, которые окружают свои дома заборами. Мол, без забора юрта как бы не имеет адреса. А с забором — вот уже и адрес.
Дело в том, что в Монголии нет привычной нам адресной системы, она здесь просто невозможна с учетом всех условий. С 2008 года здесь применяется система, которая позволяет адресовать на местности в пределах Земли как целые регионы, так и города, отдельные дома и даже мелкие объекты с точностью до метра. Чем более точно указан адрес, тем длиннее его код.
Например, адрес города Улан-Батор в целом — RV-W QZ, а памятника в центре площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе — RW8SK QZKSL. И вот этот самый забор имеет «постоянный адрес». Даже если хозяин забора вместе с юртой куда-то переместился, почта к нему дойдет. По «адресу» забора!
Кстати, эти заборы даже продаются — повсюду в степи можно увидеть огромные надписи на них «Яралтай Зарна».
Ладно, с заборами разобрались, но есть еще один вопрос на засыпку.
Заметили, на первых двух фото много вкопанных в землю колес.
Как думаете, зачем это сделано в глухой степи да еще в таких количествах?