Что может сделать один человек в бескрайнем, сложном и запутанном мире международной экономики? Ни у одного миллиардера не наберётся достаточно денег, чтобы всерьёз повлиять на глобальную экономическую ситуацию. Даже если Билл Гейтс вдруг спятит и вздумает устроить крах на фондовой бирже, то другие миллиардеры, банки или правительства его, конечно же, остановят.
И всё-таки иногда звёзды сходятся таким образом, что один-единственный человек умудряется устроить настоящую экономическую катастрофу.
1. Стив Перкинс и его кутёж на полмиллиарда
Кто: Обычный, но очень пьяный нефтяной брокер.
Что сделал: В пьяном приступе торгового энтузиазма спровоцировал самый большой за 2009 год скачок цен на бензин.
Стив Перкинс, 34-летний нефтяной брокер, провел выходные на корпоративном выезде для игры в гольф, который полностью оплатил его работодатель, компания PVM Oil Futures. Уикенд удался на славу, но, как и всё хорошее, быстро закончился. Душа Перкинса требовала продолжения банкета, поэтому он продолжил пить и в понедельник, а в предрассветные часы вторника был уже абсолютно невменяем. Если вы думаете, что это помешало ему приступить к работе – глубоко ошибаетесь. Хотя, лучше бы ему было оказаться больным.
Хотя нефтяным брокерам и полагается совершать сделки с разрешения своих клиентов, но тут Перкинс решил проявить инициативу. В пьяном угаре он скупил 7,13 миллионов баррелей нефти марки Brent на сумму около 520 миллионов долларов. На всё про всё у него ушло 19 часов, начиная с середины дня понедельника до полудня вторника.
Если эта сумма кажется вам просто солидной, попробуем объяснить так – пьяный Перкинс скупил 69 процентов всего, торговавшегося в тот момент, объёма нефти Brent.
Взяв эту высоту, довольный собой брокер отправился спать, посчитав свою миссию на этом выполненной.
В результате, на пике пьяного/торгового веселья цены на нефть подскочили более чем на полтора доллара за баррель меньше чем за полчаса, что случается только во времена глобальных катастроф.
История закончилась тем, что Перкинса оштрафовали на 72 000 фунтов и отстранили от торгов на бирже на пять лет.
2. Дэвид Ли наносит сокрушительный удар экономике при помощи математики
Кто: Математик, который вывел формулу, предоставляющую возможность делать деньги легко и в неограниченном количестве.
Что сделал: Мировую рецессию, в которой все мы сейчас и живём. По милости именно этого человека кое-кому приходится сегодня сидеть на одних макаронах.
Все знают, что играть в азартные игры опасно. В доказательство каждый из нас может привести множество поучительных примеров как их художественной литературы или истории, так и из жизни друзей или знакомых.
Но представьте, что одна светлая голова вывела простую формулу, которая лишает всякую азартную игру элемента случайности. Вы забиваете информацию в специальный калькулятор, и он выдаёт все ваши риски на блюдечке с голубой каёмочкой. То есть вы получаете гарантию, что в долгосрочной перспективе вас ждёт крупный выигрыш.
Представьте, как при таких гарантиях взлетят ваши ставки! Сколько людей кинулось бы играть, если бы такое было возможно – никаких рисков и гарантированный выигрыш. Никто бы не удержался.
А теперь представьте, что всё это происходит в течение пяти лет. Все выигрывают. Всё время. Потом умная формула объявляет, что в этом году Суперкубок достанется команде Детройта. Все, естественно ставят на «Львов Детройта» все свои деньги – триллионы долларов. А ребята из Детройта возьми да и проиграй!
На самом деле, примерно так и произошло.
Только в реальности волшебная формула называлась Гауссовская функция копула и была выведена математиком Дэвидом Ли, которого специально для этого и наняли – рассчитывать вероятные риски инвесторов.
Формула Ли показала такой блестящий результат, что весь рынок ценных бумаг стал буквально поклоняться ей, как золотому тельцу, да ещё и покрытому для верности толстым слоем кокаина. О Дэвиде Ли стали поговаривать как об одном из достойнейших претендентов на Нобелевскую премию.
Когда-то инвесторы опасались, что их расчеты могут оказаться ошибочными.
Изобретение Ли развязало им руки – реки ценных бумаг стали стекаться в гигантское денежное море, под названием облигации, обеспеченные долговыми обязательствами, поскольку магическая формула утверждала, что это абсолютно безопасно.
Как в примере с азартной игрой, все хотели быть в доле – открытие Ли позволяло инвесторам ставить больше денег и получать больше прибыли не особенно напрягая серое вещество.
Объём денежной массы был непостижимым. До появления формулы Ли в облигации было вложено 270 миллиардов долларов. В 2006 году общая сумма сделок на рынке достигла умопомрачительной суммы в 4,7 триллионов долларов. Сумма, вложенная в кредитно-дефолтный своп, то есть, по существу, ставка на то, что компания сможет выплатить кредит, возросла с 920 миллиардов до 62 триллионов.
И тут на сцену выходит вышеупомянутая «футбольная команда из Детройта», та, что испортила всю малину. В нашем случае – это рынок жилья и сотни миллиардов долларов, вложенных в недвижимость, за которую её владельцы не смогли расплатиться.
Все те кредиты, которые формула Ли относила к категории «верное дело», оказались непогашенными, люди ринулись продавать свои облигации, ну и чем дело закончилось – знают все.
3. Джордж Сорос или «Человек, который сломал банк Англии»
Кто: Американский валютный спекулянт и миллиардер.
Что произошло: Британская валюта в одночасье подешевела на четверть.
Для того чтобы понять схему, которая позволила Джорджу Соросу в один день заработать миллиард долларов и попутно на четверть обесценить национальную валюту Великобритании, нужно вникнуть в суть операции, называемой «короткая продажа».
Короткая продажа – это способ заработать на ценных бумагах (или на валюте, или ещё на чём-нибудь), которые, по вашему мнению, вот-вот упадут в цене. Вы покупаете акции, но заплатить за них вы обязуетесь позже, причём столько, сколько они на момент оплаты будут стоить.
После этого вы можете прямо сразу эти акции продать, по той цене, которая есть сейчас. Если вы оказываетесь правы, и цены на эти акции действительно падают, то к моменту оплаты вышеупомянутых акций вы отдаёте за них меньше, чем выручили от продажи, то есть получаете прибыль. Но если вы ошибаетесь, и цена поднимается, вы платите больше, чем выручили от продажи, и оказываетесь в убытке. Это ваш риск.
В один прекрасный день Джордж Сорос почувствовал, что курс британского фунта вот-вот пойдёт вниз.
В то время британское правительство успешно удерживало курс фунта на достаточно высоком уровне по отношению к курсам других европейских валют, хотя британская экономика и не была в таком хорошем состоянии как, скажем, германская. Делать это удавалось путём покупки миллиардов единиц своей собственной валюты. И тут Сорос устроил одну из крупнейших авантюр в истории валютного рынка: 16 сентября 1992 года он провёл короткую продажу десяти миллиардов фунтов. Этот день вошёл в историю как Чёрная среда.
Финансовая лодка переполнилась быстрее, чем британское правительство успело отреагировать. Курс фунта камнем пошёл вниз, и падал до того момента, пока Великобритании не пришлось выйти из Европейской валютной системы. (ЕВС – существовавший в 1979-1999 гг. механизм, предназначавшийся для поддержания валютной стабильности в Европе и содействия экономической интеграции европейских стран; до введения евро система основывалась на поддержании курсов валют стран-членов по отношению друг к другу в оговоренных пределах; прим. mixednews).
На этой авантюре Сорос заработал 1,1 миллиарда, и с того времени его стали называть «Человеком, который сломал банк Англии».
4. Уильям Патерсон разоряет Шотландию
Кто: Человек, который хотел завладеть одним из самых лакомых кусочков мира.
Что сделал: Растранжирил пятую часть всех денег Шотландии, чем вынудил её объединиться с Англией, дабы образовать Великобританию.
Крошечная полоска земли, соединяющая Северную Америку с Южной (это там, где сейчас Панамский канал) считается одним из наиболее стратегически важных мест на земле. Это единственное место, по которому можно довольно быстро попасть из Тихого океана в Атлантический и наоборот. Это было верно даже до того, как появился канал.
То есть, если вы контролируете Панамский перешеек, вы контролируете и мировую торговлю. Одним из первых это понял предприимчивый шотландец по имени Уильям Патерсон и предложил своему правительству основать там колонию. Шотландцы восприняли идею с восторгом, тем более, что дела в экономике Шотландии обстояли далеко не блестяще.
Потекли деньги от инвесторов. Всего удалось собрать около 400 тысяч фунтов стерлингов. Если вам кажется, что это не так уж много, скажем иначе: это была пятая часть всех денег, находящихся к тому времени в обращении в Шотландии.
В июле 1698 года первая экспедиция отправилась к Панамскому перешейку. В её составе было 500 человек, среди них – сам Патерсон, его жена и ребёнок. После прибытия поселенцы первым делом возвели крепость и поставили 50 пушек. Казалось бы, вот оно, счастье!
А потом люди начали умирать. Жара в сочетании с тропической болезнью опустошили колонию, да и продовольствия не хватало. В конце концов, всё закончилось бегством. Сам Патерсон тоже чуть не умер от лихорадки.
Тем временем власти Шотландии, ни о чём не догадываясь, выслали вторую экспедицию. Она была крупнее прежней – 1200 человек на четырёх кораблях. Прибыв к месту назначения, новые колонисты, к своему большому удивлению, обнаружили, что: а) предыдущая колония убралась восвояси и б) их планы стали известны Испании, которая отправила к Панамскому перешейку свои военные корабли.
Так Шотландия узнала, что Патерсон пустил по ветру пятую часть национальных богатств.
Через несколько лет был подписан акт объединения с Англией. Только таким образом удалось залатать дыру, образовавшуюся благодаря Патерсену и его плану.
5. Благодаря одному осведомителю уничтожен практически весь мировой запас ЛСД
Кто: Химик, который произвёл практически весь мировой запас ЛСД своего времени в ядерном бункере, пока его не поймали.
Что произошло: Около 90 процентов ЛСД было уничтожено за одну ночь.
Производство ЛСД требует дорогого лабораторного оборудования, глубокого знания химии и наличия химикатов, которые не так-то просто раздобыть.
С 1991 по 2000 год почти весь ЛСД в мире производил один весьма уважаемый в научных кругах химик по имени Уильям Пикард. Он возглавлял программу Лос-Анджелеса по исследованию лекарственных препаратов и руководил научно-исследовательскими работами Калифорнийского университета в Беркли.
Пикард относился к ЛСД с религиозным трепетом и даже, говорят, возносил молитвы каждый раз перед тем, как приступить к производству очередной порции наркотика.
Со временем к предприятию Пикарда присоединился состоятельный торговец «травкой» Гордон Скиннер. У Скиннера был собственный, купленный по случаю старый ядерный бункер, который был превращён в элитное пост-апокалипсическое убежище, оборудованное акустической системой за 80 тысяч долларов и мраморной джакузи.
Целью Скиннера было создание своего рода хиппи-рая, где можно было производить ЛСД в промышленных масштабах и приятно провести время, если что…
Скиннер предоставил Пикарду свой бункер как безопасную лабораторию для приготовления наркотика, и вдобавок обещал пожертвовать несколько сот тысяч долларов на клинические исследования галлюциногенов в Гарварде.
Всё было хорошо, пока Скиннер, играя в казино, зачем-то не попытался выдать себя за агента Интерпола. Его арестовали. Самое обидное, что в этот день ему везло, и он постоянно выигрывал.
Пикард понял, что пора делать ноги, и решил вывести из бункера весь наркотик. Однако, поскольку Скиннер стал давать показания, как только на его запястьях защёлкнулись наручники, далеко уехать Пикард не успел. Его арестовали по дороге со всем лабораторным оборудованием и запасом химикатов, достаточным для производства 15 миллионов доз наркотика.
Уильям Пикард получил пожизненный срок, а правительство с гордостью объявило об уничтожении 90 процентов мирового запаса ЛСД.
Что касается Гордона Скиннера, то он вышел сухим из воды. Хотя бункер ему пришлось всё-таки продать.
6. Августус Хайнце устраивает банковскую панику
Кто: Владелец нескольких медных рудников в штате Монтана.
Что произошло: Стремительный обвал на фондовой бирже чуть было не парализовал американскую экономику.
Шёл 1906 год. Предприниматель Августус Хайнце, наживший своё состояние на меди в Бьютте (штат Монтана), решил попытать счастья в банковском деле.
Некоторое время дела у Хайнце шли хорошо. Он быстро разобрался, что к чему, и превосходно вписался в существовавшую в то время финансовую систему. Но затем Хайнце и его брат Отто разработали план. Идиотский план.
Братья выбрали стратегию, известную как «выдавливание коротких позиций». Сначала акции активно сбрасываются, для того, чтобы создать иллюзию падения.
Уловив тенденцию, ничего не подозревающие рядовые трейдеры принимаются в массовом порядке открывать короткие позиции. В следующий момент «выдавливатели» начинают быстро скупать акции, что приводит к молниеносному взлёту цены и вынужденному закрытию всех коротких позиций. Массовое закрытие коротких позиций, в свою очередь, ведет к еще большему росту цен, что играет на руку «выдавливателям».
В общем, план сработал. Акции компании братьев поднялись с 39 долларов до 60-ти.
Но они не учли, что их «гениальным» планом может воспользоваться кто-то ещё. 15 октября 1907 года на рынке появилась неизвестная сила, которая с помощью всё тех же коротких продаж и неограниченных денежных средств играючи обрушила акции компании Хайнце.
Акции снизились на 85 процентов, до десяти долларов за штуку. Братья обанкротилась, а американская экономика пережила эту историю так же тяжело, как банкротство Lehman Brothers в 2008 году.
Авантюра Августус Хайнце запустила цепную реакцию банкротств, которая вошла в историю как Банковская паника 1907 года. Индекс Нью-Йоркской фондовой биржи рухнул до уровня, едва превышающего 50 процентов от пикового значения предыдущего года.