На горе Зелёной, что находится в пяти километрах от посёлка Шерегеш, Кемеровской области, горнолыжный, сноубордический сезон начинается в начале ноября и заканчивается, обычно, в середине мая.
Шерегеш хорошо знаком всем сибирякам, катающимся на горных лыжах или сноуборде. Сейчас и не только сибирякам. Любители покататься в мягком, пуховом снегу едут отовсюду. А также любители рано открыть горнолыжный сезон и поздно завершить его.
Действует много трасс разного уровня сложности: от учебных до чёрных. Подъёмники: от простейших бугельных до шестиместных закрытых кабинок, пролетая в которых высоко над землёй, можно любоваться окрестными пейзажами.
Трассы есть на любой вкус, каждый находит себе любимую, а свернув на соседнюю, испытываешь новые ощущения от катания. Обслуживаются все трассы хорошо и содержатся в порядке.
Но, в первую очередь, Шерегеш привлекает безопасным от лавин вне трассовым катанием, фрирайдом. С любой верхней станции канатной дороги можно найти проходы по лесу, по которым съезжаешь вниз до подножья горы, или, если хочешь, до середины спуска к посадке на канатку.
Если ночью падал снег, мы всегда стараемся быть у подъемника к открытию, к 9 часам утра. Тогда в твоём распоряжении белоснежные поля, по которым несёшься вниз, оставляя свой след, расписывая целину.
Бывает столько снега, что нельзя останавливаться, сразу проваливаешься, тонешь в свежем, не слежавшемся снегу. Поэтому всю гору проходишь на одном дыхании, как в полёте, ритмично делая повороты, и брызги снега взлетают то справа, то слева за тобой.
Когда свежего снега не настолько много, сворачиваем в лес, объезжая ёлки, и, время от времени, выскакивая на открытые полянки.
А вокруг – красота! И воздух чистый-чистый и вкусный таёжный!
И даже к концу дня в лесу можно отыскать нехоженую снежную целину.
Удивительно, что отъехав совсем немного в лес от трассы, можно увидеть множество следов. Для жительницы большого города все они выглядят, «как у больших и маленьких собак и кошек». На самом деле, эти следы оставили рыси, волки, лисы, куницы, норки, песцы, белки и другие звери. А следы зайцев на свежевыпавшем снегу хорошо видны с подъемника.
Построено много трасс, для которых вырубили лес на горах. Но, несмотря на многие тысячи людей на горе, животные не уходят, живут рядом. Может, здесь был их дом, а построили трассы, катаются теперь. А животные остаются, живут на своём месте, на своей территории.
Много лет видела разные следы, но только один раз заяц пробежал мимо – такой красивый – ослепительно белый (белее свежего снега) – прекрасный и стремительный.
Человеку нельзя убивать животных! Они такие же, как и мы, творения Бога!
Никогда не замечала никого другого — рысей, волков и тех других, которые оставляют следы. Они-то нас видят и умеют скрыться, спрятаться, нам не показываться – умные и свободные.
На некоторые вершины гор проложили дороги для ратраков, которые завозят по двадцать человек наверх. Оттуда открывается вид на бескрайние голубые горы в елях, кедрах, лиственницах, берёзах.
Вниз спускаешься сам по лесу или рядом с дорогой, по которой поднимались на ратраке (такой спуск подходит для тех, кто побаивается уходить от трассы).
Либо можно заехать на вершину на снегоходе. Один сидит позади водителя, а двое других едут на досках или лыжах, держась за фалы (верёвка с ручкой – поперечной палкой). Всегда спор, кто поедет своим ходом за снегоходом. Потому, что значительно интереснее самому рулить по узкой тропе, поднимаясь наверх.
На горе (и на вершине, и посередине, и внизу) множество кафешек, где усталые катальщики любят посидеть, погреться, отдохнуть, вкусно покушать и выпить отвара местного лестного шиповника. Это – чистый витамин!
Снять квартиру в поселке — легко. Местные этим живут, поэтому, как только вы остановитесь в посёлке, вас обступают с предложениями жилья. До трасс 5 километров, ходит рейсовый автобус, а также свои услуги предлагают многочисленные такси. С таксистом можно договориться, чтобы он вас и забрал с горы в определённое время.
А под горой, совсем рядом с трассами, построено множество отелей. Номера можно бронировать через Интернет. Есть даже ночная дискотека для тех, у кого остались силы после катания.
Ещё одно экстремальное развлечение – полёт на параплане.
В подходящую для них погоду парапланы стартуют с вершины горы Зелёная, со «лба» основной трассы, летают высоко и долго кружат над трассами. Катают смелых пассажиров.
Под горой в лавках чего только не продают. Всё – местного производства. Резьба по дереву – традиционное и популярное ремесло. Образцы работ местных резчиков есть в каждой квартире в посёлке.
Но самый лучший сувенир из Шерегеша – вкуснейшие кедровые орехи. Долго можно щелкать и вспоминать.
Сибиряки, в большинстве случаев, едут в Шерегеш на машине. Такая поездка – сама по себе приключение, сотни километров по зимним обледеневшим, заметённым снегом, российским дорогам – дерзкий вызов! Но любовь к катанию сильно перевешивает трудности пути.
От моего дома в Новосибирске до Шерегеша 652 километра. Поездка выходного дня. В пятницу вечером выезжаем, субботу и воскресенье катаемся, вечером в воскресенье едем домой, а в понедельник утром – на работу!
Один раз возвращались в минус сорок два градуса мороза. И, ничего, машина ехала, везла нас. Спасибо японскому автомобилестроению.
Можно добраться и на поезде. Это гораздо дольше, займёт больше времени. Поезда ходят из всех близлежащих городов, с пересадкой в Новокузнецке. А из Новосибирска на выходные идет специальный туристический поезд «Зимняя сказка» прямо в Шерегеш. В этом поезде люди и ночуют, он стоит на специальной стоянке.
Ближайший аэропорт в городе Новокузнецке в двухстах пятидесяти километрах от Шерегеша.
В Шерегеше – особенный микроклимат. Более влажный и тёплый, чем в округе, поэтому-то так часты обильные снегопады. Такой микроклимат забавно отражается на домашних растениях. В квартирах, которые арендуешь, комнатные цветы такие пышные и огромные, почти как в тропиках.
Сезон открывается уже в начале ноября. Снега, обычно, достаточно, чтобы хорошо кататься.
Уже очень хочется!