В этой статье речь пойдет о самых известных в истории авантюристках, о женщинах, которые так или иначе творили эту самую историю. Сегодня этими женщинами восхищаются, но тогда, в их время, лучше было не связываться с ними, так как ничего хорошего такое знакомство не сулило. Великие женщины-обманщицы, с чёртом в голове, которые манипулировали самыми известными и богатыми людьми, а иногда даже целыми странами. Женщины-разбойницы, которые ничего не боялись, ни Бога, ни чёрта. Известные аферистки, вошедшие в мировую историю. Об этих бесшабашных, милых созданиях и будет этот рассказ..
Самые коварные женщины в истории. Горе тому, кто стоял у них на пути..
Сонька-Золотая ручка
Софья Ивановна Блювштейн, в девичестве Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак, родилась в 1846 году в маленьком местечке Повонзки Варшавского уезда. Детство Шейндли проходило в среде торговцев, скупавших краденое, — барышников, ростовщиков и контрабандистов. На уголовном поприще Софья заявила о себе достаточно рано. Известны мелкие кражи, когда ей было 13 — 14 лет.
Софья Блювштейн не получила образования, но жизнь, полная приключений и опасностей, превратила эту особу в одну из самых образованных женщин своей эпохи. Она без труда говорила на немецком и французском языках. Аристократы России и европейских стран принимали ее за светскую даму. По этой причине она без особого труда путешествовала по Европе и представлялась то баронессой, то графиней, то виконтессой… Ее принадлежность к аристократии сомнений ни у кого не вызывала.
Известно о случаях, где Сонька проявила благородство по отношению к бедным людям, которые пострадали от ее деяний.
В ноябре 1885 года Золотая Ручка все же была уличена в нескольких кражах ювелирных изделий на большую сумму. Охраняли ее самые подготовленные надзиратели. Дело Блювштейн вызвало большой ажиотаж в России. Зал, где проходило заседание суда, не смог вместить всех желающих. Приговор был строг — каторга. Отправка на Сахалин.
На Сахалине криминальный талант Соньки не давал ей жить без «дела». Она сплотила вокруг себя отъявленных головорезов и стала планировать преступные операции против состоятельных поселенцев.
В мае 1891 года Сонька Золотая Ручка совершает побег. Этот побег стал в своем роде легендарным. Пропажу Золотой Ручки заметили сразу. В погоню бросили два отряда солдат. Один отряд гнал беглянку по лесу, другой поджидал ее на опушке. Погоня продолжалась несколько суток. Из леса на опушку выбежала фигура в солдатском платье. Издерганный ожиданием командир отряда скомандовал «Пли». Но фигура за мгновение до выстрелов упала на землю. Это была переодетая в солдата Сонька Золотая Ручка.
Легенда гласит, что умерла Сонька Золотая Ручка в преклонном возрасте. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 1. После ее смерти, утверждает легенда, на деньги одесских, неаполитанских и лондонских мошенников был заказан памятник у миланских зодчих и доставлен в Россию.
Мата Хари
Мата Хари — исполнительница экзотических танцев и куртизанка голландского происхождения, прославилась на весь мир своей шпионской деятельностью во времена первой мировой войны.
Отец девочки работал на шляпной фабрике. Детство девочки начиналось относительно счастливо. Когда Грете исполнилось 10 лет, умерла ее мать. Отец скоро разорился, девочку взял к себе под опеку дядя, который жил в Гааге. Училась будущая танцовщица хорошо. Она даже поступила в педагогический колледж в Лейдене.
Однако, ей не терпелось стать более взрослой и вырваться из-под опеки семьи. В одной газете она прочитала брачное объявление, в котором говорилось, что капитан колониальной голландской армии Рудольф Маклеод ищет себе спутницу жизни. Маргарета осмелилась написать ему письмо. Ей повезло. Она вышла за него замуж.
В Голландии они прожили около двух лет. У супругов родился сын Норман. В 1897 году они перебрались в Индонезию на остров Ява. Развлечений и работы в колонии было мало. От скуки Маргарет решила заводить романы с солдатами. У мужа это вызывало приступы дикой ревности. Он много пил и бил свою супругу. На Суматре Маргарета полюбила танцы, которые исполняли храмовые танцовщицы. В 1902 году Маклеоды вернулись в Голландию. Очень скоро они развелись.
Мата Хари познакомилась с Эмилем-Этьеном Риме, который помог ей дебютировать
Маргарета осталась без денег и без образования. Она отправилась в Париж. Как раз в то время в Париже гастролировала Айседора Дункан. Ее выступление подтолкнуло Маргарет на путь танцовщицы. Вскоре Мата Хари познакомилась с владельцем музея восточного искусства Эмилем-Этьеном Гиме. Именно он помог Маргарете дебютировать. Она выступала как исполнитель танцев Юго-Восточной Азии. Это было необычное, захватывающее и экзотическое зрелище.
Вдобавок к псевдониму она придумала себе соответствующую биографию. Она утверждала, что ее родила четырнадцатилетняя индийская храмовая танцовщица, которая умерла при родах. Мату Хари же якобы приютили жрецы этого храма.
Когда дело доходило до отношений с мужчинами, то Мата Хари становилась невероятно решительной. Согласно одному из источников, весной 1916 года, Мате было предложено разузнать любую информацию о делах во Франции, когда она будет на гастролях там. Это дело должно было быть хорошо оплачено. Предлагал сам германский консул. Ее арестовали французские власти в 1917 году. Она призналась, что информация, которую она передала немцам, не имела никакой ценности.
Французская контрразведка имела серьезное досье на Мату Хари. По многим показаниям она и вправду была немецким агентом. Однако точных доказательств ее вины нет, и не существовало. Были только косвенные улики. Сама же Мата Хари утверждала, что в оккупированной Бельгии она работала на французскую разведку. Она собиралась завербовать самого Эрнеста-Августа. Действительно, она вела с ним переговоры, по данным британской разведки. Два дня тянулся судебный процесс. Ее расстреляли недалеко от Парижа в октябре 1917 года. Она до сих пор считается загадочной, обольстительной и великой женщиной.
Мария Тарновская
Аристократка, дочь графа О`Рурка, бывшего в родстве с королями Стюартами. Она всегда шла по головам и была патологически жестока к своим любовникам: её 22-летний поклонник Владимир Шталь покончил с собой у киевского анатомического театра после ночи с роковой красоткой. Кто-то резонно заметит: мало ли что могло прийти в голову человеку, тем более и время было соответствующее: мужчины дерутся на дуэлях, дамы падают в обморок. Но тут всё было гораздо более изощрённо: Мария Николаевна поставила юному Шталю условие — сразу после ночи с ней он должен был покончить с собой, предварительно застраховав свою жизнь на 50 тысяч рублей в её пользу. Владимир поклялся в этом на могиле матери Тарновской и сдержал своё обещание.
«Король русских поэтов» Игорь Северянин посвятил Тарновский сонет
Но это был далеко не единственный кошмарный эпизод; чего только она не вытворяла: и тушила папиросы о руки любовников, и заставляла вытатуировывать их своё имя, и сталкивала их лбами с предыдущими возлюбленными… «Король русских поэтов» Игорь Северянин посвятил ей сонет; там Тарновская предстаёт в многослойном образе «голубки, кошечки, змеи и романтика.
Сначала она транжирила в Южной Пальмире деньги своего любовника Доната Прилукова, некогда талантливого адвоката и примерного семьянина, но как только средства закончились, Мария Николаевна придумала новый преступный план. В поле её зрения попал состоятельный вдовец — граф Комаровский, который, конечно, не устоял против чар Тарновской.
На свою беду граф Комаровский познакомил Марию Николаевну со своим другом — губернским секретарем Николаем Наумовым, ставшим ещё одним звеном в преступной цепи. Тарновская принудила 23-летнего юношу стать убийцей своего старшего товарища: конечно, ведь на кону были 500 тысяч рублей. Мария Николаевна как всегда надеялась выйти сухой из воды, но не тут-то было: несчастный киллер поведал полиции истинные мотивы преступления. Тарновская, Прилуков и швейцарка Элиза Перье, посвящённая в суть дела, оказались на скамье подсудимых. Был суд присяжных, больше похожий на театральное представление. Но присяжные были глухи к жалобам Тарновской: её осудили на 8 лет исправительных работ на соляных промыслах. О дальнейшей судьбе коварной авантюристки известно не так много: говорят, что в неё влюбился миллионер и увёз её в Америку.
Жанна Ламот
Родилась в бедной семье, но в юности была хороша собой. Это в сочетании со слухами о её высоком происхождении помогло Жанне удачно выйти замуж. Графиня де ля Мотт была введена в высшее общество, стала любовницей кардинала Луи де Рогана и считалась близкой подругой королевы Марии-Антуанетты; по-видимому, степень дружбы с королевой (сама Мария-Антуанетта впоследствии утверждала, что вовсе была не знакома с де ля Мотт) была сильно преувеличена самой графиней и служила ей и её любовнику в качестве средства для осуществления различных мошеннических операций. Участвовала также в предприятиях известного авантюриста Калиостро.
В течение двух лет, с 1784 по 1786, она заинтересовала собой всё европейское общество как печальная героиня известного «дела об ожерелье» (affaire du collier; см. Ожерелье королевы).
Осуждённая на пожизненное тюремное заключение, она бежала из тюрьмы (как некоторые подозревали, при помощи королевы) и напечатала в Лондоне свои оправдательные мемуары, а также памфлет, направленный против королевы и высших придворных лиц, под названием «Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» («Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой»). Этот памфлет (фактическая сторона которого крайне сомнительна) имел большое влияние на отношение к королеве во время революции.
Принято считать, что до суда и казни Марии-Антуанетты, графиня де ля Мотт не дожила. Как утверждается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в 1791 году в Лондоне она в припадке умопомешательства (приняла стучавшегося в дверь кредитора мужа за агента французского правительства) выбросилась из окна и умерла через несколько дней. Впоследствии несколько самозванок выдавали себя за графиню де ля Мотт.
В 1983 году Николай Самвелян опубликовал художественно-историческое расследование «Семь ошибок, включая ошибку автора», в котором со ссылкой на различные исторические документы выдвинул версию, что гибель графини де ля Мотт была фальсифицирована, а сама она впоследствии вновь вышла замуж, став графиней де Гаше.
В 1812 году, перед самым вторжением Наполеона, она появилась в России и за некие тайные услуги, оказанные российской дипломатии, в 56 лет приняла русское подданство. До 1824 года жила в Петербурге, где поддерживала знакомство со многими аристократическими семействами. В 1824 году императору Александру I стало известно о пребывании де Гаше в столице через камеристку императрицы Елизаветы Алексеевны, некую мистрис Бирх. Александр I пригласил де Гаше во дворец, и после беседы она была вскоре выслана в Крым вместе с баронессой Юлией Крюденер и графиней А. С. Голицыной. Здесь де Гаше и скончалась в мае 1826 года в Старом Крыму.
Нинон де Ланкло
Рожденная в 1616 году, Анна де Ланкло принадлежала к уважаемой и богатой дворянской фамилии. Она получила превосходное образование, отличалась острым умом и грациозностью, благородной бледностью лица и восхитительными формами, прекрасно пела, проникновенно играла на лютне, писала трогательные стихи, отменно танцевала.
Отец юной красавицы скончался, когда ей едва минуло пятнадцать, вскоре за ним последовала и мать. В шестнадцать лет Нинон, ставшая владелицей большого состояния, оказалась предоставленной самой себе. Она разумно распорядилась капиталом: обратила деньги в пожизненную ренту, и так экономно вела свои дела, что умудрялась не только жить в роскоши, но еще и оказывать помощь нуждающимся друзьям. А их у Нинон было предостаточно…
История, сохранившая имена великих властителей, государственных деятелей, философов и полководцев, не забыла и одну из блистательной плеяды куртизанок: мадам Ланкло. Составители хроник времен короля Людовика XIV свидетельствовали: ее гостиная в Париже притягивала к себе многих достойных мужей и знаменитых писателей.
В 1664 году в ее салоне Мольер впервые прочитал своего «Тартюфа», вызвав горячие рукоплескания. Нинон аплодировала громче всех, в каждой сцене встречая собственные рассуждения, превосходно схваченные гениальным комедиантом. Вообще Мольер часто выводил ее в своих пьесах. Очаровательная Селимена в «Мизантропе» не кто иная, как «царица куртизанок».
Возвышенно-дружеские отношения Нинон с литераторами отнюдь не мешали ей дарить вполне земную любовь титулованным поклонникам вроде маршала д`Эстре, маркиза Вилларсо, принца Конде. Жены ее покровителей, не скрывая ненависти к Нинон, попросили Анну Австрийскую принудить любвеобильную девицу уйти в монастырь.
Ко двору она все же попала, но значительно позже. Постоянный участник литературных собраний в ее гостиной, поэт Скаррон, разбитый параличом, женился на очаровательной сироте Франсуазе д`Обинье, которой годы спустя, после смерти супруга, суждено было стать маркизой Ментенон — любовницей, а потом и тайной супругой Людовика XIV.
Завоевав позиции в Версальском дворце, маркиза представила давнюю подругу Людовику. Король, заглазно называемый «старым козлом», вздумал поухаживать за ней.
…Годы не оказывали на Нинон разрушительного влияния. В пятьдесят лет она была так же свежа и хороша, как и в двадцать пять…
В 1671 году Нинон испытала, как полагают, первую и единственную в своей жизни настоящую трагедию. Мало кто знал, что двадцать лет назад она разрешилась от бремени сыном, отцом которого, по одним сведениям, являлся маршал д`Эстре, а по другим — совсем другой поклонник, некий маркиз. Впрочем, это был не единственный из детей куртизанки, о судьбе которых она не желала знать долгие годы… довольствовался скромным состоянием, позволявшим не бедствовать.
Но однажды Нинон вспомнила о нем, и воспитатель юноши доставил подопечного к мадам Ланкло. И случилось то, что неминуемо должно было случиться, — де Вилье влюбился в хозяйку дома! Он не страдал застенчивостью и однажды вечером повел себя так, как, по его разумению, и следовало вести себя мужчине наедине с обворожительной женщиной. Финал оказался трагичным: Нинон, надеясь образумить юношу, сказала ему, кем он ей в действительности приходится. Де Вилье выбежал из комнаты. Утром его нашли бездыханным в парке — он проколол себе сердце шпагой (по другим источникам — повесился)…
Два года Нинон соблюдала траур, потом успокоилась и прожила еще много лет, не изменив основным своим привычкам. Умерла она в возрасте девяноста лет в своем маленьком домике на улице Турнелль.
Источник