В этом году на экраны вышел ремейк «Охотников за привидениями», который стал самым заранее ненавидимым фильмом. Но за шумихой вокруг него не было ответа на вопрос, почему, собственно, сняли ремейк, а не продолжение? Ведь разговоры о третьей части «Охотников» велись несколько десятилетий. Не далее как в 2014 году студия Sony обещала, что продолжение вот-вот начнут снимать. Как вышло, что вместо «Охотников за привидениями 3» мы получили «Охотниц»?
Охотники за привидениями 3: Одержимый
В отличие от многих других культовых фильмов 1980-х, успех которых был неожиданным, «Охотники за привидениями» изначально создавались с расчетом на кассовый хит. Студия Columbia Pictures вложила в них огромные для тех лет 30 миллионов долларов, надеясь получить картину, способную дать в прокате бой «Индиане Джонсу», «Гремлинам» и «Звёздному пути». От того, окажется ли фильм успешным, зависело будущее студии. К счастью, «Охотники» полностью оправдали ожидания, обошли конкурентов и стали одним из главных хитов года.
Подсчитав прибыль, студия, конечно, захотела снять сиквел. Режиссер Айван Райтман и актеры Харольд Рэмис, Дэн Эйкройд и Билл Мюррей считали «Охотников» самодостаточным фильмом и не горели желанием его продолжать, но в итоге уступили давлению студии и фанатов. «Охотники за привидениями 2» вышли в 1989 году. Фильм принес хорошие деньги, но не повторил успеха первой части. Создатели картины тоже были недовольны — Билл Мюррей так и вовсе назвал сиквел разочарованием и заявил, что больше в серии сниматься не будет.
Через десять лет Дэн Эйкройд решил всё же попытаться вернуть героев на экраны. В 1999 году он с соавтором Томом Дэвисом написал сценарий триквела под названием «Охотники за привидениями 3: Одержимый» (Hellbent). В интернете есть только 14 страниц этого сценария. Из этих отрывков и пересказов остального известно, что Охотники за привидениями должны были стать крупной корпорацией с десятками сотрудников и большим автопарком, включавшим грузовик «Экто-50» с собственной установкой для удержания призраков.
Поскольку Билл Мюррей так и не согласился на съёмки, Питера Венкмана практически убрали из сюжета — он якобы ушел из корпорации ради мирной жизни с Даной Барретт, героиней Сигурни Уивер. Остальные герои должны были появиться в фильме.
В сценарии у них были и ученики — группа из пяти молодых студентов:
Нэт — лидер команды, гениальный маленький мальчик с таким большим мозгом, что его голова выглядит раздутой;
Фрэнки — пирсингованный панк из Нью-Джерси;
Лавелл — растаман с дредами;
Мойра — гимнастка и отличница;
Карла — латиноамериканская красотка.
Они тренировались под началом Рэя и Игона, чтобы стать новой командой Охотников.
По сюжету триквела Нью-Йорк начали атаковать демонические силы. Чтобы разобраться с проблемой, Охотники создавали устройство, позволяющее открыть портал в ад, и отправлялись в преисподнюю.
Ад в видении Эйкройда представлял собой «злого двойника» реального Манхэттена (в сценарии этом место названо Manhellttan). Вместо полицейских там дежурили синие минотавры, Центральный парк превратился в торфяник, окруженный гигантскими башнями где жили демоны с красными рогами. Владыку ада звали Люк Силфер — говорят, он был списан с Дональда Трампа. Конечно, дьявол вынашивал коварные планы по завоеванию Земли. Чтобы остановить его, Охотникам приходилось сражаться с армией преисподней.
По словам читавших сценарий, самым смешным его моментом было появление в финале Питера Венкмана в «абсолютно неожиданной форме». Забегая вперед, можно предположить, что Эйкройд исполнил просьбу Билла Мюррея, согласного вернуться во франшизу лишь если его персонажа сделают призраком.
В целом сценарий описывали как не очень смешной. Его главным недостатком оказалась молодая команда Охотников: она должна была занять львиную долю экранного времени, но получилась серой и не запоминающейся.
Охотники за привидениями 3: Свежая кровь
«Одержимый» так и остался на полке. Причина была не в недостатках сценария, а в том, что тогда чиновники компании Sony, владеющей Columbia Pictures, не видели у триквела никаких перспектив. Но Эйкройд не сдавался. В XXI веке он написал еще несколько версий сценария, известных под условным названием «Свежая кровь». Все они обыгрывали идею, что старые охотники передают эстафету молодой команде, состоящей из трех парней и девушки.
В одном интервью Дэн поделился душераздирающими подробностями о том, что должно было стать со старыми героями. По словам Эйкройда, Рэй ослеп на один глаз, повредил колено, и больше не мог водить Экто-1. Игон же так растолстел, что не способен был влезть в комбинезон. По слухам, прочитав сценарий, Билл Мюррей отослал его Эйкройду с издевательской припиской: «Никто в здравом уме не станет платить деньги, чтобы смотреть на гоняющих нечисть жирных стариков». Мюррей был согласен сниматься, лишь если Венкмана убьют в самом начале картины.
Идею, что Охотники должны передать эстафету новому поколению, воплотили в 1997 году в мультсериале «Экстремальные охотники за привидениями». Сериал, правда, быстро закрылся.
Параллельно с Эйкройдом, над третьей частью работала нанятая Айваном Райтманом вторая команда сценаристов — Ли Айзенберг и Джин Ступницки. Они прислушались к пожеланию Мюррея и написали версию, в которой Венкман погибал на 20-й странице, после чего становился призраком, помогавшим новой команде Охотников. Кто знает, возможно, из этой идеи что-то бы и вышло. К тому моменту Мюррей стал осторожно намекать, что все же мог бы принять участие триквеле.
Но в 2009 году вышла компьютерная игра Ghostbusters: The Video Game. Она была тепло принята публикой и разошлась приличным тиражом, доказав, что народ всё ещё любит Охотников. Ее успех изменил все. До этого попытками возродить «Охотников за привидениями» занимались лишь создатели оригинала, а теперь к делу подключилась вся Sony.
Охотники за привидениями 3: Снова живы
Поначалу казалось, что внимание студии пойдет на пользу проекту. Чтобы разобраться в сценарной чехарде, Sony наняли опытного сценариста Итана Коэна (не того, который брат Джоэля Коэна, а его тёзку, но тоже известного: на его счету «Идиократия», «Люди в чёрном 3» и ряд мультсериалов). Его задачей было выудить ценные идеи из всех вариантов сценария и сделать на их основе достойную историю. Работа закипела.
К концу 2013 года был подготовлен сценарий с оптимистичным названием «Охотники за привидениями 3: Снова живы». Режиссёром фильма должен был стать всё тот же Айван Райтман. Завязка сюжета строилась на том, что физики из Колумбийского университета накосячили с коллайдером, и на Землю хлынул поток существ из других измерений. Чтобы сразиться с ними, постаревшие Охотники собирали новую команду.
Главным героем был Крис — сын Питера Венкмана. Основными кандидатами на эту роль считались Чарли Дэй, Адам Пелли и Джесси Айзенберг. Другого героя звали Джереми — в этой роли Райтман видел исключительно Джону Хилла. На главную женскую роль доктора по имени Анна рассматривались Энн Хэтэуэй и Бри Ларсон. По словам Райтмана, обе актрисы очень хотели сняться в фильме. Обязательного комического персонажа звали Дин, его должен был сыграть Зак Галифианакис. Злодей носил говорящее имя Гневко — на его роль Райтман рассчитывал заполучить Сашу Барон Коэна или, на крайний случай, Уилла Ферелла.
Из старой гвардии мы могли рассчитывать на Харольда Рэмиса, Эрни Хадсона и Дэна Эйкройда. В ключевой сцене фильма они должны были передать эстафету молодежи, отдав им ключи от Экто-1.
Со стороны могло показаться, что у проекта все хорошо: талантливые и популярные молодые актеры в главных ролях, хороший сценарист, режиссер первых двух фильмов и множество пасхалок для фанатов. Но в тени этого видимого благополучия разгорался конфликт. Сопредседатель Sony Эми Паскаль была категорически против того, чтобы Райтман снимал триквел. Из украденной хакерами внутренней переписки компании нам известно, что она не верила в Райтмана и делала все, чтобы убрать его с поста режиссера.
Поначалу у Эми не было возможности ему помешать. Согласно заключенному в 1980-е контракту, авторские права на «Охотников» были разделены в равных долях между студией, Райтманом, Мюрреем, Эйкройдом и Рэмисом. Позже Мюррей продал студии свою долю. Но у Райтмана ещё оставались возможности контролировать франшизу: кандидатура режиссёра должна была получить его одобрение. Так что на словах представители Sony радовались тому, что отец «Охотников за привидениями» снимает третью часть, а в реальности думали, как избавиться от него.
Шанс представился им 24 февраля 2014 года. В этот день умер Харольд Рэмис.
Мы не знаем, что именно произошло сразу после этого. Но через несколько недель Райтман внезапно объявил, что слагает с себя полномочия режиссёра картины и будет лишь её продюсером. Он мотивировал решение смертью Рэмиса и отказом Билла Мюррея от участия.
Может быть, Райтман сказал правду. Но очень похоже, что после смерти Рэмиса Sony быстренько выкупили у его наследников долю прав на «Охотников» и, заполучив контрольный пакет, просто «ушли» режиссёра. Иначе сложно объяснить письмо, найденное в хакнутой переписке Sony. В нём продюсеры составили список причин, которые Райтман должен назвать журналистам, объясняя свой уход.
«Охотники за привиденями 3» Макса Лэндиса
Прежде чем рассказать, как в проект попал Пол Фиг, надо сделать небольшое отступление. В короткий промежуток между уходом Райтмана и назначением Фига серия могла пойти в другом направлении. И все из-за новостной «утки».
В июне 2014 года на одном из киносайтов появилась ошибочная новость, что Макс Лэндис (сын режиссера Джона Лэндиса и достаточно известный сценарист) работает над сюжетом картины. Личность Лэндиса и его творчество («Хроника», «Ультраамериканцы», «Виктор Франкенштейн») вызывает противоречивые отклики у киноманов, но чего у него не отнять, так это скорости работы. Лэндису так понравилась фейковая новость, что он в самом деле сочинил сюжет для триквела — и уложился буквально в пару дней.
По задумке Лэндиса, картина должна была начаться с собрания в 1920 году культистов Гозера. Их лидер Айво Шандор провозглашал два явления божества — одно неудачное и второе через тридцать лет, которое приведет к концу света. Один из приспешников высказывался против плана, и Шандор убивал его. Дух погибшего становился хорошо знакомым нам призраком Лизуном.
Наши дни. «Охотники за привидениями» превратились в корпорацию с филиалами по всей стране. Но паранормальная активность пошла на спад, фирма стала убыточной и начала закрывать отделения. К 2016 году в строю осталось лишь две команды Охотников — в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, и обе никогда не сталкивались с настоящими призраками.
Постепенно мы знакомились с персонажами. Главной героиней была Вероника Спенглер — дочь Игана, который после неудачного эксперимента провалился в потустороннее измерение. Питер продал свою долю в компании и мирно живет с семьей, Уинстон занялся бизнесом и стал миллиардером, и лишь Рэй все еще руководит тем, что осталось от Охотников. Он пытается спасти оставшиеся отделения и борется с организацией «Свободные духи», считающей, что ловля призраков нарушает их права.
Однажды Лос-Анджелесское отделение посещают люди из правительственного агентства «Инициатива Мёбиуса». Они предлагают продать им призрака, которого намерены использовать как оружие. Отчаянно нуждающиеся в деньгах Охотники соглашаются. Но у них нет своего привидения, а коллеги из Нью-Йорка ещё не сошли с ума, чтобы участвовать в подобном. Так что, по совету Инициативы, Охотники проводят оккультный ритуал. Они собираются в здании, где разворачивался финал первого фильма, и пытаются призвать мелкого духа, чтобы поймать его и продать. Результат плачевен: вместо безобидного привидения они приводят в наш мир Зуула.
Вскоре выясняется, что «Инициатива Мёбиуса» — не правительственное агентство, а потомки сектантов из пролога, намеренные устроить конец света. Часть Охотников оказывается в плену, их штаб-квартира взрывается, а призраки наводняют Нью-Йорк. В отчаянии Рэй звонит Питеру, который отдыхает на тропическом пляже со своими внуками. Тот берет телефон… и сбрасывает вызов. Думается, Мюррей охотно согласился бы на такое камео.
Когда все, казалось бы, потеряно, на помощь приходят Уинстон и новый мэр Нью-Йорка Уолтер Пек. Это тот гадкий чиновник, что был в первой части франшизы. В версии Лэндиса он исправился.
Они собирают отставных Охотников со всей страны. По замыслу Лэндиса, их роли можно было раздать известным комедийным актерам. Объединившись, несколько поколений Охотников дают бой злу. Когда прибывает Гозер, герои загадывают, чтобы он явился в виде рулона туалетной бумаги, и с легкостью сжигают его.
Но это еще не конец. Оказывается, Гозер был лишь проводником настоящего зла — бога Тиамата, уничтожителя миров, огромного, как планета. В решающий момент дух Игана помогает охотникам зарядить оружие. Затем Рэй заходит в открывающийся портал и жертвует собой, взрывая свой протонный ранец. Город спасен, а у Охотников снова появилась работа — ловить разлетевшихся по миру духов. (На фото Макс Лэндис — человек, который мог сделать совсем других «Охотников». О ремейке Фига он отзывается без восторга).
Лэндис был близок к тому, чтобы получить работу над «Охотниками за привидениями». Он договорился о встрече с Айваном Райтманом, чтобы изложить ему свою концепцию. Но в решающий момент Лэндис получил звонок с сообщением, что Sony не нуждается в его услугах — студия уже подписала контракт с Полом Фигом.
Впоследствии Лэндис опубликовал неснятый черновик на своем сайте. Теперь каждый может ознакомиться с ним и решить для себя, мог ли из этой идеи получиться хороший фильм.
Драма Айвана Райтмана
Встреча Лэндиса с Райтманом ничего бы уже не решила: Айван потерял контроль над франшизой. Конечно, он встречался с руководством Sony, выдвигал предложения и кандидатуры — но все они отвергались студией. Скажем, Райтман хотел, чтобы режиссерами стали Фил Лорд и Крис Миллер («Лего. Фильм»). Эми Паскаль проигнорировала это пожелание и сделала предложение Полу Фигу.
Сначала Фиг ответил отказом — ему не понравился сценарий Итана Коэна. Дело в том, что, по его словам, Фиг вырос в женском мире. Он мало общался с отцом, а его друзьями «всегда были или девочки, или чувствительные мальчики вроде меня». Фиг не знал мужской дружбы и однажды заявил, что считает мужчин не смешными. С таким мировоззрением он был готов снять «Охотников» лишь при условии, что все главные герои будут женщинами, а сам фильм станет не сиквелом, а историей становления. Эмми Паскаль, давно мечтавшая о большой картине с исключительно женским составом, согласилась, пообещав ему полную творческую свободу.
Из переписки Sony мы знаем, что сделку провернули за спиной Райтмана. Когда Фиг был назначен на пост режиссера, Паскаль устроила в своем доме званый обед, пригласив на него всех создателей будущего фильма — кроме Айвана. Паскаль даже запретила своим сотрудникам рассказывать ему об этой встрече.
Айвен Райтман всё же побывал на съёмках ремейка. На фото он с Кейт Маккиннон.
Нашлась управа и на Билла Мюррея. В старом контракте актера оказался пункт, по которому он был обязан сняться в продолжении по требованию студии. Пока у руля стоял Райтман, он не заставлял старого товарища сниматься против его воли. Но в Sony не испытывали подобных сантиментов. В хакнутой переписке нашлось письмо, где продюсеры договаривались засудить Мюррея, если он снова откажется от участия. Как все уже знают, в итоге актер исполнил камео в ремейке.
Райтман несколько раз пытался уговорить Паскаль и Фига отказаться от идеи ремейка. Он просил их развернуть действие фильма в мире, где события первых двух частей все же происходили. В переписке Паскаль назвала звонки Райтмана с подобными просьбами «слегка раздражающими». Все пожелания Райтмана проигнорировали.
«Охотники за привидениями» Пола Фига
Наверняка со временем история ремейка «Охотников за привидениями» станет основой увлекательной книги или, чем Гозер не шутит, фильма. Конечно, участники проекта всё отрицают, но съёмки сопровождало множество дурных слухов. Говорят, будто актрисы устраивали склоки, выясняя, у кого больше экранного времени, а Кристен Уиг жалела, что согласилась сниматься. Говорят, что Пол Фиг однажды сорвался и начал плакать прямо на площадке, осознав, что танцевальная сцена, на которую потратили миллион долларов, попросту не работает.
А для продвижения фильма Sony избрали крайне агрессивную тактику — приравнивать всех, кто высказывается против картины, к троллям, сексистам и женоненавистиникам. Тебе не нравится идея ремейка «Охотников за привидениями»? Это потому, что ты сексист, а не потому, что тебя бесит очередная попытка нажиться на любимом фильме детства. Ну а Фиг буквально обматерил противников фильма и объявил, что гик-культура полна «козлов».
Единственным из создателей ремейка, кто обошелся без навешивания ярлыков, оказался Айван Райтман. В своем интервью он очень корректно высказался о критиках, признав, что большая часть заочно недовольных новым фильмом — просто фанаты оригинала, и не стоит считать их всех сексистами. Райтман вежливо попросил зрителей дать ремейку шанс. Впрочем, по условиям контракта он наверняка был обязан это сказать.
Тем временем студия идёт по пути «марвелизации» франшизы. По плану после «женской» версии Фига будет снят фильм про отдельную мужскую команду с участием Ченинга Татума и Криса Пратта. Продюсировать его будут братья Руссо. Затем последует спин-офф про Лизуна. После этого женская и мужская команда объединятся, чтобы сразиться с Гозером в фильме-кроссовере.
В головах чиновников весь этот план наверняка выглядит как чистое золото. Интересно, принял ли кто-то из них во внимание одну деталь: чтобы получить своих «Мстителей», нужно сперва снять фильм, который бы полюбился зрителям.
* * *
Возможно, когда-нибудь правда о том, что творилась за кулисами новых «Охотников за привидениям», а также черновики Эйкройда и Коэна, станут достоянием публики, и мы сможет составить объективную картину.
Одно мы знаем точно. На недавней онлайн-конференции с пользователями IMDb, Райтмана спросили, какой из фильмов 1980-х он бы переснял. С грустной улыбкой режиссёр ответил: «Никакой».