Во-вторых, система микроциркуляции обнаружила свою детерминированность функциональными факторами, под воздействием которых она приобретает способность к самоорганизации и самоупорядочиванию. Соответствие системы функциональным требованиям, соучастие всех ее отсеков в обеспечении кругооборота веществ, а с ним и жизнеобеспечения клеток и тканей — вот тот второй функциональный критерий, по которому сверяется правомерность выделения системы. Остается напомнить о том, что существует еще один критерий — генетический, без которого немыслимо понимание исторического становления системы.
Вскрывая исторические закономерности развития системы микроциркуляции, можно познать причины и тенденции его прогресса.
Анализ этапов становления системы и ее преобразование дают возможность проследить генетическую связь между различными стадиями ее формирования. Такой анализ осуществлен нами.
Он привел к установлению того факта, что родоначальницей сложной системы микроциркуляции у высших животных и человека является дососудистая микроциркуляция, на основе которой сложилась и внутрисосудистая и внесосудистая циркуляция. Оказалось, что система микроциркуляции была составной частью организма еще у первых живых существ.
Изменения, происходившие в организации системы на ступенях эволюционной лестницы, не затрагивали ее сущности.
И наблюдения, проведенные на животных разных типов и классов, неизбежно убеждают в этом.