Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вместе с порталом Film.ru вспоминаем знаменитые картины 70-90-х годов и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
Вышедший в 1998 году «Блейд» стал родоначальником блокбастерных киноэкранизаций комиксов Marvel, но для студии эта была лишь проба пера с второстепенным персонажем без большого числа поклонников. Чтобы в полной мере конкурировать с лентами вроде «Бэтмена» и «Супермена», голливудцы должны были переносить на экран приключения самых знаменитых марвеловских супергероев – таких как героические мутанты из эпического комикса, который начал выходить в 1963 году и который в 1990-х продолжал пользоваться огромным спросом. Первый фильм о подвигах этих героев тогда уже находился в производстве, и он вышел в прокат в 2000 году, заложив фундамент куда более продолжительного и успешного киноцикла, чем «Блейд». Эта картина называлась так же, как исходный комикс, – «Люди Икс».
По признанию знаменитого сценариста, редактора и топ-менеджера студии Marvel Стэна Ли, он придумал Людей Икс, когда ему надоело изобретать обстоятельства, при которых супергерои обретали свои способности. Питер Паркер стал человеком-пауком, когда его укусил радиоактивный арахнид, а герои «Фантастической Четверки» были облучены космическими лучами, но сколько таких историй можно придумать для комикса с целой толпой суперперсонажей? Поэтому Ли решил, что в его новом цикле герои будут урожденными мутантами, которые не обрели свои супердарования, а родились с ними – зачастую к вящему ужасу родителей.
Ли хотел назвать этот комикс «Мутанты», но тогдашний издатель Marvel Мартин Гудман сказал, что это слишком заумное слово, которое многие дети не знают. Так что Ли придумал новое название «Люди Икс» – в честь слова «экстраординарный», которое в английском языке пишется через букву «X». Против такого названия Гудман не возражал, хотя, на вкус Ли, оно было менее понятным, чем «Мутанты».
Развивая темы, заявленные в предыдущих хитах Marvel, начавшиеся публиковаться в 1963 году «Люди Икс» были историей о супергеройствующих изгоях – персонажах, которые столь отличаются от обычных людей, что те относятся к ним со страхом и подозрением, даже когда мутанты спасают человечество. Прогрессивная Америка в то время как раз начала оправляться от антикоммунистической истерии 1950-х, и «Люди Икс» были прозрачным намеком на преследование инакомыслящих, инородцев, людей с нетрадиционной ориентацией. Мол, ретрограды считают таких «существ» бельмом на глазу общества, а на самом деле они могут приносить большую пользу и даже быть незаменимыми. Конечно, если эти мутанты на стороне Добра, а не на стороне Зла, как некоторые из них, озлобленные человеческим преследованием.
Важным источником вдохновения для Ли и его команды были расовые волнения – прежде всего идейное противостояние между Мартином Лютером Кингом, который считал, что чернокожие американцы могут добиться равенства с помощью мирных протестов, и Малкольмом Литтлом (Малкольмом Икс), который настаивал, что негры должны победить «белых дьяволов» и вырваться из-под их власти. Два ключевых персонажа «Людей Икс» – Профессор Икс и Магнето – были напрямую основаны на Кинге и Литтле. Хотя Магнето был злодеем цикла, комикс не раз напоминал, что тот совершает преступления не из-за врожденной злобности, а из-за утраты надежды на то, что люди когда-нибудь примут мутантов как равных.
Хотя идея комикса была удачной, она была не слишком хорошо реализована. Поэтому «Люди Икс» продавались хуже, чем другие эпопеи студии, и в 1969 году комикс был закрыт. Поскольку в то время Marvel получала сведения о продажах с многомесячным опозданием, «Люди Икс» исчезли с прилавков в тот самый момент, когда продажи наконец-то начали расти.
Когда эта ошибка была осознана, студия какое-то время перепечатывала ранее опубликованные выпуски, а затем в 1975 году перезапустила сериал с новыми сценаристами и художниками, а также с более сложными и «взрослыми» сюжетными линиями. В этой инкарнации «Люди Икс» стали столь популярны, что к началу 1980-х продажи выпусков комикса стали мерилом успеха для всей индустрии. Об удачных комиксах говорили, что они «продаются почти так же хорошо, как “Люди Икс”». Был даже такой математически высчитываемый показатель, как «индекс Людей Икс», оценивающий продажи комиксов в процентах от продаж свежих приключений марвеловских мутантов.
Из всех персонажей «Людей Икс» главным любимцем читателей быстро стал Росомаха, придуманный в 1974 году для комиксов о Халке и нашедший приют в отряде Профессора Икс. Канадский мутант с огромными выдвигающимися когтями, потрясающей способностью к регенерации, саркастичным чувством юмора и неуживчивым нравом был воплощением мужских подростковых грез о крутости и независимости. Попеременно герой и антигерой, Росомаха был воплощением циничного духа 1970-х, когда хитами становились картины вроде «Крестного отца» и «Пролетая над гнездом кукушки».
Чем большие обороты набирал комикс, тем очевиднее становилось, что рано или поздно им заинтересуются голливудцы. Впервые это случилось в 1984 году, но студия Orion из-за финансовых затруднений не пошла дальше заказа сценария экранизации прямо у сотрудников Marvel.
Затем во второй половине 1980-х Marvel провела не один год, обсуждая потенциальную экранизацию «Людей Икс» со студией Carolco. В то время предполагалось, что поставит картину женщина-режиссер Кэтрин Бигелоу, а спродюсирует ее сам Джеймс Кэмерон, создатель «Терминатора». На роль Росомахи планировалось пригласить Боба Хоскинса, героя «Кто подставил кролика Роджера». Сейчас такой кастинг кажется странным, но нужно помнить, что в комиксах Росомаха – низкорослый персонаж и что британец Хоскинс прославился, играя бандитов в английских криминальных лентах. Поэтому в теории он вполне мог сыграть Росомаху, хотя его версия этого персонажа разительно отличалась бы от экранного героя, которого мы знаем сейчас.
К сожалению Marvel, у Carolco тогда тоже начались проблемы с финансами, а Кэмерон оставил проект, так как увлекся идеей экранизации «Человека-паука» (это его видение также не было реализовано). Когда в начале 1990-х Carolco разорилась, права на «Людей Икс» вернулись к Marvel. Студия попыталась их «сосватать» студии Columbia Pictures, но из этого ничего не вышло. Зато марвеловцам удалось договориться со студией Fox, и телеканал Fox Kids в 1992 году начал транслировать мультсериал «Люди Икс», совместно создававшийся американской творческой группой и аниматорами из Южной Кореи. Кстати, рисовала этот сериал та же корейская студия AKOM, которая в то время занималась сериалом «Симпсоны».
Несмотря на художественные проблемы, связанные с работой через океан, рисованные «Люди Икс» оказались достаточно успешны, чтобы студия Fox задумалась о финансировании игрового кинофильма. Вскоре проект попал на стол к постоянно сотрудничавшей с Fox продюсеру Лорен Шулер-Доннер, супруге режиссера Ричарда Доннера и участнице создания картин «Девушка в розовом», «Леди-ястреб», «Дейв» и «Освободите Вилли».
Профессиональным кредо Шулер-Доннер всегда было «заниматься лишь теми проектами, которые меня эмоционально затрагивают». Разумеется, она не ждала этого от экранизации супергеройских комиксов, и поначалу она читала материалы по «Людям Икс» из праздного любопытства. Однако Шулер-Доннер быстро заметила, что ключевые для комикса темы инаковости и изоляции от общества очень ей близки. Дело в том, что продюсер родилась и провела детство в пригороде Кливленда, где жили почти исключительно христиане. Те хоть и не третировали евреев вроде Шулеров, но часто давали им понять, что они там не «свои». Так что про отчуждение соседей продюсер знала не понаслышке. Когда же она прочла комиксную биографию Росомахи, полную печальных и драматичных событий, Шулер-Доннер решила, что не простит себе, если не перенесет «Людей Икс» на экран. Ведь если она, никогда прежде не читавшая комиксы, искренне увлеклась сюжетами цикла, то наверняка у фильма на их основе будут поклонники по всему миру.
Не откладывая проект в долгий ящик, Шулер-Доннер тут же купила права на экранизацию для студии Fox и наняла для сочинения сценария Эндрю Кевина Уокера. Тот в то время как раз продал сценарий «Семи», будущего хита в постановке Дэвида Финчера. Уокер придумал основную сюжетную линию будущей картины (Росомаха становится частью уже существующего отряда Людей Икс и принимает участие в противостоянии сторонников Профессора Икс и Магнето), но в остальном его текст существенно отличался от того, который в итоге был экранизирован.
В течение 1994 и 1995 годов к сценарию приложили руку такие авторы, как Джон Логан (будущий сценарист «Гладиатора»), Лаэта Калогридис (будущая сценаристка «Гладиатора»), Джеймс Шамус (будущий соавтор «Крадущего тигра, затаившегося дракона») и Джосс Уидон (будущий сценарист и режиссер «Мстителей»). Никто из них, однако, не предложил текст, который Шулер-Доннер и продюсеры Fox сочли достойным экранизации. Из всего сценария Уидона, например, в окончательную версию фильма попали лишь два комичных обмена репликами, поскольку его текст был сочтен излишне комедийным и ироничным.
Из числа режиссеров Fox вела переговоры с Бреттом Рэтнером, будущим постановщиком фильма «Люди Икс: Последняя битва», и режиссером «Отчаянного» Робертом Родригесом, но договориться с ними не смогла.
Тем временем в 1995 году начинающий постановщик Брайан Сингер выпустил неонуарный триллер «Подозрительные лица», который удостоился двух «Оскаров» и высочайших оценок критиков. Вслед за этим режиссер объявил, что хотел бы поработать над фантастической лентой, и студия Fox немедленно предложила ему четвертую серию «Чужого», которую в итоге поставил Жан-Пьер Жёне. Однако друг и сотрудник Сингера Том де Санто, позднее запустивший кинопроект «Трансформеры», убедил приятеля, что тот должен попросить доверить ему «Людей Икс».
Де Санто настаивал на этом, так как был большим поклонником и знатоком марвеловских комиксов. Сингер, напротив, комиксами не интересовался. В детстве он предпочитал «нормальные» книги и фильмы, особенно научно-фантастические. Но, как и Шулер-Доннер, Сингер быстро загорелся проектом, так как был «меньшинством в кубе» – усыновленным ребенком, евреем и бисексуалом. Его увлекла возможность снять одновременно развлекательное и политически нагруженное кино в духе классических голливудских фантастических лент. Понятно, речь в «Людях Икс» не должна была идти о проблемах реального мира, но отчуждение мутантов было весьма прозрачной политической метафорой.
Шулер-Доннер была очень довольна, что проектом заинтересовался режиссер, блестяще доказавший в «Подозрительных лицах» свое умение снимать истории, жонглирующие множеством персонажей. Именно это, по ее мнению, было необходимо постановщику «Людей Икс». Конечно, было бы лучше, если бы у Сингера также был опыт создания сложного спецэффектного кино. Но при прочих равных эксперт по хитроумной драматургии был для фильма полезнее, чем мастер компьютерной графики.
Сингер сел в режиссерское кресло «Людей Икс» в декабре 1996 года. Однако он почти сразу же временно его покинул, чтобы снять триллер «Способный ученик» по мотивам одноименного произведения Стивена Кинга. Этот постановочно скромный проект был согласован еще до переговоров по поводу «Людей Икс». Тем временем сценарист «Людей в черном» Эд Соломон написал свою версию сценария «Людей», но она тоже не прошла продюсерский контроль качества.
Когда в конце 1998 года Сингер завершил «Способного ученика» и наконец вплотную занялся «Людьми Икс», он вместе с де Санто сочинил сценарную разработку, которая, на его вкус, была самой серьезной и идейно нагруженной из всех сочиненных к тому времени редакций сценария. Конечно, в ней было место для шуток и экшен-сцен, но идейное противостояние главных героев и параллели с реальным миром для Сингера были на первом месте.
Именно тогда ключевой героиней фильма стала Роуг – юная мутантка, которая поглощает жизненную силу и суперспособности людей и мутантов, когда те прикасаются к ее коже. Неспособность Роуг безопасно дотрагиваться до других людей была для Сингера наилучшей метафорой отверженности и изгойства. Плюс еще ни одному голливудскому фильму не мешало смазливое личико в центре событий! Наконец, поскольку все остальные ключевые герои «Людей Икс» были взрослыми, а то и пожилыми людьми, то фильму, преимущественно рассчитанному на подростков, нужен был кто-то возраста потенциальных зрителей.
Почему картина не рассказывала историю возникновения отряда Людей Икс и школы для мутантов, основанной Профессором Икс? Во-первых, потому что Росомаха не имел к этому отношения, а он был самым популярным персонажем цикла и без него было никак не обойтись. Во-вторых, давно известно, что самый быстрый способ представить зрителям некий отряд – это показать его уже сложившимся и ввести в него новичка (в данном случае – Росомаху), которому другие герои в два счета объяснят, что к чему. Углубление же в предыстории при таком количестве персонажей лишь запутало бы и занудило зрителей, не разбирающихся в комиксном мире «Людей Икс». Разумнее было кратко представить героев, обрисовать суть их конфликтов и как можно быстрее перейти к словесному и физическому выяснению отношений, ради которого кино снималось.
К тому времени успех «Блейда» показал, что серьезный, квазиреалистичный и пафосный подход к экранизации комиксов (в отличие от полусказочного стиля Тима Бертона) зрителей не отваживает, а притягивает. Разработка Сингера и де Санто была написана в схожем ключе, и студия ее одобрила. Единственной загвоздкой было то, что Fox хотела вложить в картину 75 миллионов долларов, а сценарий, по прикидкам бухгалтеров, требовал минимум 80 миллионов. Поэтому из текста были исключены три супергероя (Зверь, Ночной Змей и Пиро, в дальнейшем появившиеся в сиквелах картины) и тренировочная зона школы Профессора Икс (так называемый «Зал опасности»), где персонажи могли бы отрабатывать свои суперспособности, сражаясь с роботами и преодолевая препятствия. Из-за вычеркивания из действия Зверя мутант-телепат Джин Грей «унаследовала» его медицинские познания, необходимые для экспозиционных монологов и диалогов.
После одобрения студийных правок сценарист «Подозрительных лиц» Кристофер МакКуорри сочинил полноценный сценарий на основе разработки Сингера и де Санто. В дальнейшем этот сценарий был переписан Дэвидом Хейтером, преимущественно известным как ведущий актер озвучания игрового цикла Metal Gear Solid. Да-да, голос Снейка умеет не только читать, но и писать! Позднее он написал сценарий экранизации комикса «Хранители». У МакКуорри была возможность разделить с Хейтером упоминание в титрах. Но так как в финальной редакции было больше от Хейтера, чем от МакКуорри, то сценарист «Лиц» не возражал против того, чтобы в титрах было написано: «Автор сценария – Дэвид Хейтер». Сингер и де Санто были указаны в титрах как авторы сюжета. Все остальные сценаристы довольствовались гонорарами.
Одной из главных проблем при написании сценария «Людей Икс» было определение того, кто из множества комиксных мутантов попадет в картину и сколько у кого будет экранного времени. Лишь когда ответы на эти вопросы были получены, продюсеры и режиссер смогли приступить к кастингу. Из-за обилия персонажей подбор актеров затянулся и завершился уже после начала съемок.
Первым был нанят канадский профессиональный рестлер Тайлер Мэйн. Он был привлечен для исполнения трюков, но рестлер так понравился Сингеру, что тот взял его на роль могучего мутанта Саблезуба – сторонника Магнето, у которого почти такие же способности, как у Росомахи. Понятно, Сингера очаровали не актерские способности Мэйна, а его мощные мускулы и более чем двухметровый рост.
В роли Профессора Икс (он же Чарльз Ксавьер) продюсер Шулер-Доннер видела только британца Патрика Стюарта, знаменитого театрального актера и исполнителя роли капитана Пикара в фантастическом сериале «Звездный путь: Новое поколение». Лысого как колено Стюарта не нужно было брить для роли столь же лысого Профессора, а его лидерская харизма была отлично известна американским зрителям.
К тому времени Стюарт уже изрядно устал изображать начальников и умников, и роль прикованного к инвалидному креслу телепата Ксавьера не была для него серьезным и интересным актерским испытанием. Однако он с готовностью согласился играть Профессора, когда узнал, что студия также ведет переговоры с Иэном МакКелленом, которого хотели пригласить на роль повелевающего металлом мутанта Магнето, главного злодея ленты.
Сингер остановился на МакКеллене, поскольку уже снял этого актера в «Способном ученике». Стюарт же рвался поработать с коллегой, так как за всю их долгую жизнь на британской сцене МакКеллен и Сюарт лишь однажды сыграли вместе, причем в небольшом проекте. А ведь одни работали в одном театре – Королевской шекспировской компании! Казалось бы, они должны были постоянно сотрудничать. Но так сложились их карьеры, что им пришлось ехать в Америку, чтобы всласть наиграться в паре. МаккКеллен тоже не мог упустить этот шанс, хотя для него было равно приятно снова поработать с Сингером. Кроме того, ему, как открытому гомосексуалисту, очень хотелось сыграть в фильме о правах «неправильных» персонажей.
Роли телепата и телекинетика Джин Грей, повелительницы погоды Шторм и синекожей женщины-оборотня Мистик получили три бывшие модели – голландка Фамке Янссен из бондовского «Золотого глаза», будущая лауреатка «Оскара» Холли Берри и нынешняя героиня сериала «Библиотекари» Ребекка Ромейн, которая в то время значилась в титрах как «Ребекка Ромейн-Стамос». Собственно, она и сейчас в документах значится под двойной фамилией, но для ролей в кино и на ТВ актриса использует свою девичью фамилию без добавления фамилии бывшего мужа, актера Джона Стамоса. В фильме Джин Грей и Шторм выступают на стороне Профессора Икс, а Мистик – на стороне Магнето. До найма Берри продюсеры примеривались к поп-звезде Джанет Джексон.
Из-за своего недуга Профессор Икс дистанционно руководит своими сподвижниками, а функции лидера «в поле» выполняет мутант Циклоп (Скотт Саммерс). Последний носит особые очки или футуристический визор, поскольку в противном случае из его глаз извергается неконтролируемый и очень мощный световой луч, сжигающий и взрывающий все на своем пути. Роль Циклопа получил в то время начинающий актер Джеймс Марсден, будущий герой романтической комедии «27 свиданий». На его месте мог быть будущий Иисус из «Страстей Христовых» и герой сериала «В поле зрения» Джим Кэвизел, но с ним договориться не удалось.
Роль сенатора Роберта Келли, который борется за принятие антимутантского законодательства, получил актер из «Способного ученика» Брюс Дэвисон. В начале картины его герой – единственный значимый персонаж без суперспособностей. К концу ленты они у Келли появляются, так как Магнето испытывает на своем заклятом враге машину, которая превращает обычного человека в мутанта. Магнето планирует использовать это устройство против собравшихся на саммит мировых лидеров и таким образом силой перетащить их на сторону мутантов. Профессор Икс же настаивает, что у людей должна быть свобода выбора.
Жабообразного мутанта с логичным прозвищем Жаба сыграл британский актер, каскадер и мастер боевых искусств Рэй Парк, также известный по роли Дарта Мола в блокбастере «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». 17-летнюю Роуг (ту самую, которая не может ни к кому прикасаться без неприятных последствий) изобразила молодая новозеландка Анна Пакуин, в 11 лет получившая актерский «Оскар» за драму «Пианино». Небольшую роль Айсмена, повелителя льда, исполнил канадец Шон Эшмор. В эпизодах засветились неизбежный в марвеловских проектах Стэн Ли, а также сценарист Дэвид Хейтер и соавтор сюжета Том де Санто.
А что же Росомаха? Сингер хотел, чтобы в этой важнейшей роли снялся Расселл Кроу, но тот предпочел съемки в «Гладиаторе». Работа досталась шотландцу Дюгрею Скотту, однако он не смог сыграть у Сингера, так как был занят на затянувшихся съемках «Миссия невыполнима 2». Замену пришлось искать через три недели после начала съемок «Людей Икс», и потому возможности долго перебрать кандидатов у режиссера не было. Пришлось довольствоваться малоизвестным в то время австралийцем Хью Джекманом. Харизматичную звезду музыкального театра режиссеру порекомендовал уже упомянутый Кроу. Актеру пришлось срочно засесть в «качалку» и набрать не один килограмм мышц, чтобы изобразить мощного Росомаху. Поскольку Джекман был на 30 см выше, чем описанный в комиксах персонаж, его снимали так, чтобы не было заметно, что он возвышается над большинством коллег. Его партнерам даже приходилось носить туфли на высокой платформе.
Так как актер понятия не имел, кто такие росомахи, он перед съемками изучал повадки волков (по-английски слова wolves и wolverines схожи). В этом не было абсолютно никакой необходимости, поскольку комиксный герой получил животное прозвище, так как был маленьким, агрессивным и когтистым. К реальным росомахам, волкам и другим зверям его мутация не имела никакого отношения.
Картину планировалось выпустить на Рождество 2000 года. Но когда Стивен Спилберг решил отложить съемки «Особого мнения», у студии Fox освободился летний прокатный слот 2000 года, и ее боссы решили, что «Людей Икс» нужно выпустить на полгода раньше запланированного. Поэтому съемки пришлось проводить в темпе, а постпродакшен – в огромной спешке. С другой стороны, летний релиз был выигрышным для фильма, который, несмотря на все свои политические обертоны, был все-таки классическим «летним блокбастером».
Съемки ленты проходили с конца сентября 1999 года по начало марта 2000 года. Из соображений экономии они проводились в Торонто и в портовом канадском городе Гамильтон, а не в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке. Из тех же соображений декораторы часто работали с реально существующими зданиями. Например, Школа для одаренных детей профессора Ксавьера была собрана из нескольких построек в разных частях Торонто и провинции Онтарио. Ее экстерьер снимался в поместье в городе Ошава, построенном для промышленника Сэма МакЛафлина, а интерьер – в поместье на территории Торонто, сооруженном для индустриалиста Генри Пеллатта.
Поскольку кинематографисты не могли работать на острове Либерти, где расположена знаменитая американская статуя Свободы, иллюзия того, что статуя присутствует в кадре, была создана с помощью спецэффектов. Многочисленные декорации ленты были сооружены в павильонах нескольких канадских телестудий.
Если статуя Свободы наверняка расстраивалась из-за того, что ее не взяли в картину и заменили имитацией, то Ребекка Ромейн не отказалась бы почаще передавать свою работу дублерше. Для каждой из тех сцен, где ее героиня предстает в своем подлинном сине-чешуйчатом облике, актриса должна была девять часов провести в кресле для наложения спецэффектного грима. В течение предшествующего дня она не могла пользоваться кремами и пить вино, так как это меняло химический состав ее пота и клей переставал держать чешуйки. В промежутках между дублями актрису запирали в комнате без окон, чтобы ее грим раньше времени не сфотографировали папарацци. Поэтому Ромейн почти не общалась с коллегами, и съемки были для нее, как она говорила, «сущим адом». Из-за физиологических перегрузок, связанных с таким гримом, актриса могла сниматься лишь раз в несколько дней.
Хью Джекману играть было гораздо легче. Его гримеры потели больше, чем актер, так как им пришлось изготовить сотни вариантов накладных когтей для Джекмана и его дублеров. В зависимости от сцены когти были пластиковыми, металлическими, гибкими… Или почти что отсутствующими – для кадров, где когти якобы втыкаются в стену. Порой когти создавались с помощью компьютерной графики.
Во время подготовки ленты бурно обсуждался вопрос, будут ли персонажи одеты так, как они одеваются в комиксах. С одной стороны, это были любимые фанатами наряды, а с другой стороны, на актерах яркие и цветастые костюмы смотрелись дико и несерьезно. В итоге Сингер настоял на том, что персонажи должны одеться в темную доспехообразную кожу, а не во что-нибудь желтенькое или зелененькое. Режиссер даже включил в сценарий шутку по этому поводу, чтобы со всей определенностью выразить свое отношение к комиксным дизайнам.
Из-за обилия в картине эффектов и скомканности постпродакшена супервайзеру визуальных эффектов Майклу Финку пришлось жонглировать шестью компаниями компьютерной графики, у каждой из которых был свой фронт работ. В итоге Финк был не слишком доволен тем, что у него получилось. Если бы сроки не были такими сжатыми, то эффекты можно было лучше отполировать.
Студия Marvel наверняка тоже была недовольна решением Fox. Успех «Людей Икс» после успеха «Блейда» должен был вдохновить все крупные голливудские студии на сотрудничество с компанией в создании комиксных лент. Провал же мог стать тяжелым ударом по репутации Marvel, и было бы очень обидно потерпеть поражение из-за переноса даты премьеры и выпуска неготовой картины.
К счастью, Сингер даже в стрессовой ситуации смог снять достаточно удачное кино, чтобы оно, выйдя в прокат 14 июля 2000 года, тут же поставило рекорд среди комиксных лент по сборам первого уик-энда. В дальнейшем мировые сборы «Людей Икс» составили 296 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов долларов. Это был замечательный результат и прочный фундамент для будущих комиксных релизов.
Несмотря на отступления от оригинального материала, «Люди Икс» были восторженно приняты фанатами комиксов. Впрочем, тогда поклонники Marvel еще не были избалованы так, как они избалованы сейчас. Критики писали о ленте в не столь превосходных тонах, отмечая те или другие второстепенные проблемы вроде сомнительного качества игры Холли Берри, но все сходились на том, что Сингер снял удачный блокбастер с хорошо подобранным балансом экспозиции, экшена, словесных перепалок и идеологического подтекста. Главным же достоинством ленты было то, что ее с удовольствием могли смотреть как фанаты Людей Икс, так и зрители со всего мира, которые впервые слышали об этих персонажах.
Сейчас проблемы «Людей Икс» очевиднее, чем в 2000 году, и в наши дни можно встретить весьма нелестные отзывы о фильме. Но все же большинство киноманов продолжает считать ленту удачной постановкой, а ее историческое значение для комиксного кино трудно переоценить.
Через три года после премьеры блокбастера приключения его героев продолжились во второй ленте цикла «Люди Икс 2». Но это уже другая история…