Автор:
16 сентября 2016 08:34
Метки:
кино
фильм
4333
9
Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вместе с порталом Film.ru вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
0
В то время как одни жанры существуют тысячелетиями, другие рождаются буквально у нас на глазах. Один из самых молодых жанров именуется «чиклит» («женское чтиво»). Он включает реалистичные и ироничные истории о современных женщинах. Чиклит сочиняется с женской точки зрения и охватывает семейные драмы, проблемы на работе, романтические приключения, размолвки с друзьями и многое другое. Официальной датой рождения чиклита считается 1996 год, когда была опубликована популярнейшая книга, в 2001 году ставшая хитовым фильмом. Автором романа была британская журналистка Хелен Филдинг, постановщицей фильма – англичанка Шэрон Магуайр, а назывались книга и картина «Дневник Бриджит Джонс».
Писать о себе любимом – занятие в наши дни популярное, но не очень почетное. Особенно если ты не уникальная личность с удивительной жизнью. Поэтому Хелен Филдинг не собиралась прославиться с книгой о своем альтер эго. Ее привлекали иные, более благородные темы. После окончания колледжа она в 1980-х работала на BBC и продюсировала документальные фильмы и передачи об африканских странах. В частности, ее шоу рассказывали о гражданской войне в Судане, где до сих пор сражаются темнокожие южане и близкие к арабам северяне.
В начале 1990-х Филдинг перешла с телевидения в печатную прессу, но продолжила интересоваться Африкой и думать о ней. В 1994-м она издала свой дебютный роман «Причина успеха». Это было одновременно юмористическое и пафосное произведение о молодой британке, которая попадает в вымышленную африканскую страну и пытается помочь голодающим жителям с помощью своего бывшего парня, работающего на телевидении. Хотя у героини «Причины» было много общего с Филдинг, книга была написана в первую очередь, чтобы вновь привлечь внимание публики к африканским проблемам.
Публика это чувствовала и на скрытую рекламу не поддавалась. Хотя «Причина успеха» была высоко оценена критиками, продавалась она очень плохо. Жить на доходы от нее было невозможно, и Филдинг продолжила писать для лондонских газет, среди которых было либеральное издание The Independent. Кстати, сейчас эта газета принадлежит российскому олигарху Александру Лебедеву.
В конце 1994 года The Independent предложила Филдинг вести еженедельную колонку о женской жизни в Лондоне. Предполагалось, что это будет чтиво для молодых и незамужних работающих женщин. Филдинг могла писать о самой себе, но ей это показалось нескромным и недостаточно занимательным. В то время она подумывала сочинить ситком о незадачливой тридцатилетней женщине, и Филдинг решила в своей колонке отработать его материал.
Так появилась на свет мисс Бриджит Джонс – выпускница Бангорского университета (это ведущий вуз Уэльса), которая слишком много курит, слишком много пьет, слишком много ест и слишком сильно переживает по этим поводам. Она делает карьеру, ищет любовь, выслушивает по телефону мамины разглагольствования и тусуется с подружками. А еще она регулярно попадает в несуразные ситуации. Колонка Филдинг была оформлена в виде личного дневника Бриджит. Основным источником историй была жизнь журналистки и ее друзей. Первая колонка была напечатана 28 февраля 1995 года.
Поскольку это был необычный материал для The Independent, преимущественно публикующей серьезные политические статьи, Филдинг предполагала, что контракт с ней быстро расторгнут. Но вместо этого колонка мгновенно обрела большую популярность. Ничего особенно удивительного или уникального в ней не было, но ее обыденность, узнаваемость и откровенность с каждым выпуском привлекали все больше читательниц и читателей.
Тем временем Филдинг работала над своим вторым романом – сатирой о банановой экономике Карибских островов. Книга шла трудно и получалась скучнее, чем журналистка надеялась. Видно было, что Филдинг ждет второе коммерческое фиаско. И вот, когда однажды за ужином писательница излила душу своей издательнице, та сказала: «Может, ты лучше напишешь роман о Бриджит Джонс?»
Филдинг быстро ухватилась за эту идею, поскольку писать о Бриджит ей было куда проще и приятнее, чем о бананах. По ее словам, большинство колонок о Джонс были написаны всего за несколько часов, потому что истории о Бриджит так из нее и лились. Их не приходилось с трудом вымучивать.
Книга рождалась с той же приятной скоростью – особенно после того, как Филдинг решила использовать сюжетную линию классического романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (естественно, после существенного переосмысления). Проверенная столетиями романтическая канва стала своего рода новогодней елкой, которую писательница украсила своими шутками, наблюдениями, почерпнутыми из жизни байками. Чтобы выразить признательность Остин, Филдинг назвала главного героя книги «Марк Дарси». Напомним, что главного героя «Гордости и предубеждения» зовут Фицуильям Дарси.
Роман «Дневник Бриджит Джонс» был опубликован в твердой обложке в 1996 году. Книга была тепло принята критикой, однако поначалу продавалась немногим лучше, чем «Причина успеха». Но если первый роман Филдинг быстро вышел из читательского поля зрения, то «Дневник», наоборот, стал набирать обороты по мере того, как первые поклонницы книги «заражали» ей своих подруг. Когда в 1997 году роман был переиздан в мягкой обложке, издание дебютировало на вершине книжных чартов и задержалось там на полгода, став не только британским, но и международным бестселлером в 30 странах. Хотя у повествования было немало сугубо британских нюансов, Бриджит Джонс с ее узнаваемыми переживаниями и злоключениями казалась своей и американкам, и француженкам, и испанкам.
Среди тех, кто первыми распознали достоинства книги Филдинг, были продюсеры британской кинокомпании Working Title Films Тим Беван, Эрик Феллнер и Джонатан Кавендиш. Они приобрели права на экранизацию еще до того, как «Дневник» выбился в бестселлеры. Когда же книга стала суперхитом, продюсеры поняли, что работа будет нелегкой. Ведь каждый читатель по-своему видел Бриджит, и Working Title надо было убедить всех, что их Бриджит настоящая, а не фальшивая.
Поскольку Филдинг было интересно поработать над сценарием (ранее она пыталась превратить в фильм «Причину успеха»), писательница согласилась лично взяться за адаптацию «Дневника» для большого экрана. Ее соавтором стал видный уэльский драматург и сценарист Эндрю Дэвис, который ранее работал над превосходно принятым публикой мини-сериалом 1995 года «Гордость и предубеждение» по мотивам романа Остин. Мастерство Дэвиса в адаптации Остин считалось залогом того, что он справится и с книгой Филдинг.
Позднее к проекту был привлечен новозеландец Ричард Кертис, соавтор ситкомов Роуэна Аткинсона («Черная гадюка», «Мистер Бин») и романтических комедий «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Ноттинг-Хилл». В дальнейшем он придумал и поставил «Реальную любовь». Кертис был старым другом Филдинг. Они вместе работали еще в те времена, когда журналистка в 1980-х трудилась на британском телевидении. Его позвали как эксперта по экранному юмору и романтическим комедиям.
Филдинг, впрочем, была против того, чтобы «Дневник» смотрелся как плоский полнометражный ситком. Писательнице хотелось сочинить многогранную картину, дающую поводы и посмеяться, и попереживать, и посочувствовать главной героине. Но Кертис умел и такое.
Главной проблемой экранизации был дневниковый формат книги. Постоянный рассказ от первого лица нужно было превратить в картину, не перебарщивающую с закадровым текстом. Ведь главный лозунг хорошего кино: «Показывать, а не рассказывать». Так что от ряда удачных фразочек Бриджит пришлось отказаться, компенсировав это большим числом «внешних» событий – то есть происходящих с персонажами, а не у них в головах. Впрочем, закадровый голос героини все же стал существенной частью ленты.
В картину попала и любимая Бриджит статистика: вес, число выкуренных сигарет и так далее. Кстати, для одного из кадров с этой статистикой создатели картины арендовали огромные информационные экраны в центре Лондона. Так что соответствующая сцена снята без помощи эффектов. Когда Бриджит идет мимо экрана со словами из ее дневника, на экране действительно эти слова.
Поскольку картина предполагалась женской, доминирование мужчин среди продюсеров и сценаристов надо было уравновесить. Поэтому режиссером фильма была назначена уроженка Уэльса Шэрон Магуайр, прежде работавшая над телепередачами, документальными фильмами и рекламными роликами. «Дневник» стал ее дебютом в полнометражном художественном кино.
Магуайр много лет дружила с Филдинг, и Шаззер, одна из подруг Бриджит, была отчасти списана с Шэрон. Впрочем, постановщица всегда подчеркивает в интервью, что не стоит по описаниям Шаззер делать какие-то выводы об ее, Магуйар, личной жизни. Ведь в «Дневнике» многое преувеличено и заострено ради комического и драматического эффекта. Кроме того, героини книги – это во многом собирательные образы. Тем не менее Магуайр не понаслышке знала, каково это – быть тридцатилетней жительницей Лондона, которая делает карьеру, но мечтает о мужчине. Как и Филдинг, она могла начинить картину своим трагикомичным личным опытом.
Ричард Кертис не только поучаствовал в сочинении сценария, но и привел с собой одну из звезд картины. Точнее, ведущий актер «Четырех свадеб и одних похорон» и «Ноттинг-Хилла» Хью Грант согласился сыграть в фильме, когда узнал, что над сценарием корпит Кертис. Грант в то время был популярнейшей комедийной и романтической британской звездой, и ему приелись стеснительные «хорошие парни», которых ему обычно поручали. В «Дневнике» же актер взял на себя роль ловеласа-издателя Дэниела Кливера, с которым Бриджит заводит служебный роман (в начале картины героиня работает пиарщицей в издательстве).
В отличие от предыдущих героев Гранта, Кливер – самоуверенный эгоист. Если бы он не был красив, умен, богат и обаятелен, ему было бы нечем привлечь женщину. А так он запредельно привлекателен, и он этим пользуется, не пропуская ни одной юбки. С ним может быть очень здорово – пока его возлюбленная не обнаруживает, что он параллельно встречается с кем-то еще. Грант очень хотел сыграть «сомнительного» персонажа, который, по его заверениям, был куда больше похож на него, чем герои «Четырех свадеб» или «Ноттинг-Хилла». Однако, по воспоминаниям Магуайр, Гранту с трудом давались те сцены, где Дэниел вел себя по-настоящему плохо. Играть «хороших парней» было актеру скучнее, но приятнее.
По поводу роли юриста Марка Дарси – нудноватого, но надежного друга детства Бриджит, который вновь появляется в ее жизни и постепенно становится ее возлюбленным, – тоже не было особых сомнений. Подчеркивая связь с романом Остин, продюсеры наняли Колина Ферта, мистера Дарси из телевизионной экранизации «Гордости и предубеждения». После этого сериала Ферт стал одним из любимых актеров британских женщин. Он не хотел навсегда застрять в образе аристократичного героя-любовника, и он согласился сыграть Марка Дарси, поскольку считал, что сможет в современном образе спародировать своего «классического» персонажа.
Между прочим, одной из сцен, придуманных специально для фильма, была драка между Кливером и Дарси. Критики шутили по поводу этого фрагмента, что это одна из самых жалких экшен-сцен в истории кино. Это, впрочем, было комплиментом, а не критикой, поскольку «Дневник Бриджит Джонс» – не боевик, и его интеллигентные персонажи должны драться «как девчонки», а не как спецназовцы.
Найти звезду на заглавную роль оказалось куда сложнее. Среди тех, чьи кандидатуры рассматривали режиссер и продюсеры, были Хелена Бонэм-Картер, Кейт Бланшетт, Эмили Уотсон, Рэйчел Вайс, Тони Коллетт и Кейт Уинслет. Последняя лучше всего подходила по фактуре, но ее «забраковали», поскольку Уинслет тогда еще не было 25, а играть ей предстояло 32-летнюю женщину. Бриджит Джонс не могла выглядеть как свежая студентка. Когда британки были исчерпаны, группа обратила внимание на американок и среди них наконец нашла уроженку Техаса Рене Зеллвегер – героиню голливудских лент «Джерри Магуайр» и «Я, снова я и Ирэн».
Хотя Техас очень далек от Лондона, Магуайр понравилось, как Зеллвегер в своей игре соединяет юмор с эмоциональностью и как она производит впечатление обычной привлекательной женщины, а не сияюще-гламурной голливудской звезды. Правда, Зеллвегер тогда не умела говорить с британским акцентом, но она пообещала, что ради роли обязательно его освоит. На том и порешили.
Прочие роли распределились так. Будущий лауреат «Оскара» за байопик «Айрис» Джим Бродбент и актриса из «Гордости и предубеждения» (еще одной замечательной экранизации книги Остин) Джемма Джонс сыграли родителей Бриджит. Ширли Хендерсон (будущая Плакса Миртл из «Гарри Поттера»), Джеймс Кэллис (будущий герой сериала «Звездный крейсер “Галактика”») и телевизионная комедиантка Салли Филлипс сыграли лучших друзей героини. Также в фильме засветились Селия Имри (первая жена главного героя «Горца»), Эмбет Дэвидц из «Списка Шиндлера» и знаменитые британские писатели Салман Рушди, Джеффри Арчер и Джулиан Барнс. Трое последних сыграли и спародировали сами себя в сцене литературной вечеринки.
Чтобы поддержать не слишком опытную постановщицу и обеспечить фильму красивую картинку, для Магуайр был нанят талантливый и опытный оператор-постановщик Стюарт Драйберг. В 1994 году Драйберг претендовал на операторский «Оскар», но его «Пианино» проиграло «Списку Шиндлера». До «Дневника» он работал над комедиями «Анализируй это» и «Сбежавшая невеста».
Главным спецэффектом ленты должен был стать английский акцент Зеллвегер. Все понимали, что британские зрители засмеют ленту, если Бриджит Джонс будет говорить как жительница Техаса. Поэтому Зеллвегер приехала в Лондон за несколько месяцев до начала съемок и провела это время с акцентологом Барбарой Беркли, которая ранее превратила в англичанку героиню «Влюбленного Шекспира» Гвинет Пэлтроу. Зеллвегер и Беркли не только занимались наедине, но и вместе ходили по ресторанам и магазинам, чтобы актриса привыкла говорить как англичанка.
Попутно актриса набрала около 7 кг, чтобы правдоподобно смотреться как женщина, которая переживает из-за лишнего веса. Зеллвегер понадобилось для этого 7 месяцев питаться бобами, хлебом, чизкейком и печеньем с маслом. Это традиционная английская диета тех, кого не волнует, как они выглядят.
Последним испытанием для Зеллвегер стала стажировка инкогнито в издательстве Picador, опубликовавшем «Дневник». Актрису представили временным сослуживцам как англичанку Бриджит Кавендиш, сестру продюсера фильма, и она в течение трех недель выполняла те же обязанности, что и Бриджит Джонс в картине, – рассылала пресс-релизы, собирала газетные статьи о готовящемся фильме (в том числе те, где предсказывалось, что Зеллвегер провалит роль) и так далее. Никто ничего не заподозрил, но одна из сослуживиц была удивлена, что коллега держит на столе фото не своей семьи, а Джима Керри. Ей и в голову не пришло, что для «Бриджит» герой «Маски» – не далекая голливудская звезда, а тогдашний бойфренд.
Зеллвегер так хорошо справилась со своими обязанностями, что «мисс Кавендиш» пытались предложить постоянную работу в офисе! Но главным было то, что в Рене поверили как в англичанку. Чтобы не сбиться, она говорила с британским акцентом вплоть до самого конца съемок, и коллеги-актеры услышали ее настоящий выговор лишь на заключительной вечеринке.
«Дневник» снимался с середины мая по начало августа 2000 года. Со времени покупки прав прошло три года, которые в основном были потрачены на работу над сценарием и поиски ведущей актрисы. Сперва группа провела шесть недель на лондонских улицах и в лондонских зданиях, а затем переселилась на студию Shepperton в 25 километрах от Лондона для съемок декораций дома и офиса Бриджит. Также фильм снимался в графствах Глостершир и Херфордшир. Там создавались сельские сцены.
Магуайр хотела показать Лондон работающих людей, а не туристов, но в центре британской столицы трудно так поставить камеру, чтобы в кадр не попало знаменитое здание. По ходу работы в Лондоне группа не только запечатлевала достопримечательности, но и по мере необходимости меняла уличные виды. Например, греческий ресторан, в котором начинается драка Дарси и Кливера, был создан с нуля в пустующем здании. Заведение получилось столь правдоподобным и колоритным, что его осаждали лондонцы, пытавшиеся пообедать с южным смаком.
Действие фильма развивается в течение года, и оно начинается и заканчивается на Рождество. Чтобы показать зиму посреди лета, пришлось нанять британскую спецэффектную компанию Snow Business, которая специализируется на бутафорском снеге и льде. Так что, когда в конце фильма полуголая Бриджит бежит за Дарси, актрисе ничуть не холодно. Снег вокруг нее сделан из бумаги. Позднее Snow Business работала над циклом о Гарри Поттере и многими другими лентами.
«Дневник Бриджит Джонс» вышел в прокат 13 апреля 2001 года. Как уже говорилось, британские журналисты ждали, что Зеллвегер опозорится, но им пришлось признать, что британский выговор у нее великолепный. Так что критики сменили заранее заготовленный гнев на милость и объявили ленту удачной романтической комедией, которая затрагивает куда больше женских тем, чем обычное любовное кино.
Зрители тоже были в восторге. Фильм, который обошелся в 25 миллионов долларов, собрал в мировом прокате 282 миллиона долларов. Во многом это было достижение Зеллвегер, великолепной в заглавной роли. Ее вклад был награжден «Золотым глобусом», номинацией на «Оскар» и многими другими призами и номинациями.
В дальнейшем «Дневник» вдохновил многих писать и снимать женские книги и фильмы. В 2004 году вышел не слишком удачный, но коммерческий успешный сиквел «Бриджит Джонс: За гранью разумного», а в 2016-м трилогия завершилась более удачной лентой «Бриджит Джонс 3». Это сделало цикл пока что единственной трилогией романтических комедий, поставленных женщинами-режиссерами (первый и третий фильмы сняла Шэрон Магуайр, а второй – Бибан Кидрон).
Сейчас «Дневник Бриджит Джонс» кое в чем уже устарел, как и любое кино, которое пытается отразить жизнь в определенный исторический момент. Например, компьютеры и телефоны с того времени сделали колоссальный шаг вперед. Но обаяние Бриджит Джонс никуда не исчезло, и это все еще очаровательная и забавная картина. Которую стоит увидеть всем, кто ценит женский взгляд на мир и кто интересуется истоками чиклита, с тех пор превратившегося в целую индустрию. А все началось с одной жительницы Лондона, которая никак не могла похудеть…
Источник:
www.film.ru