Как это было

Кино

Экранизация фантастического романа известного ученого-географа Владимира Обручева «Земля Санникова»

Как это было

Фантастический роман известного ученого-географа Владимира Обручева «Земля Санникова» увидел свет в 1926 году и имел оглушительный успех. В 1971 году крупнейшая киностудия страны «Мосфильм» взялась за экранизацию романа и в 1973 году на советские экраны вышел фильм, который зритель воспринял с полным восторгом. О первоначальной версии сценария и истории создания книги и фильма.

Я прекрасно помню какое впечатление на меня произвели романы Владимира Афанасьевича Обручева «Плутония» и «Земля Санникова». Книга стала у меня настольной и зачитанной до дыр. Кто знает, может быть и благодаря именно этим романам я в итоге стал геологом. Научно-фантастическая составляющая в этих книгах была на первом месте.

Как это было

История «Земли Санникова» тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный, на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.

На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе — онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.

Как это было

Как это было

Сказать что книга меня захватила — ничего не сказать. И какой же восторг у меня был, когда я узнал, что по этой книге есть художественный фильм. И какое же было разочарование, когда я его посмотрел. Где дикий мир Ледникового периода — мамонты, носороги, пещерные медведи, дикие лошади и быки? Где смертельные враги онкилонов — неандертальцы-вампу? Их просто не было… Вообще…

Я не говорю что фильм получился плохой. Нет. Но ожидал я увидеть совсем другое. От книги в итоге практически осталась лишь идея: поиски вечно теплой земли за суровым Полярным кругом. Из научно-фантастического произведения сделали неплохой приключенческий фильм в стиле немецких вестернов про индейцев с Гойко Митичем. Но оказывается всё могло бы быть по другому…

В начале 70-х киностудия Мосфильм решила экранизировать знаменитый роман. Поскольку к тому времени самого автора книги уже не было в живых, сценарий взялся написать кинодраматург Владислав Федосеев. В феврале 71-го он принес готовый сценарий в объединение. Но там его забраковали, посчитав, что «интрига в нем примитивная, диалоги вульгарные». Сценарист засел за переделку. Он корпел целое лето, но так ничего путного и не вымучил. Тем не менее сценарий был принят в производство, но именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и других диковинных зверей не хотели — компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала «ощущения правды жизни», а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим.

Как это было

И тут появился режиссёр, который тоже «заболел» идеей фильма после прочтения романа. Его звали Леонид Попов. Был один негативный момент — до этого Попов снимал только документальное кино. Посему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. По легендам «Мосфильма», рассматривались даже кандидатуры Гайдая и Турова, но оба режиссера были заняты своими проектами. Поэтому напарником Попова практически случайно стал Альберт Мкртчян, до сего момента снявший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек для «Фитиля»

Прочитав сценарий, Мкртчян тут же решил, что снимать это все — мартышкин труд, и предложил Попову кардинально переиначить сценарий. Мкртчян привлек к сотрудничеству своего знакомого — театрального режиссера Марка Захарова, который в те годы совмещал работу в театре с деятельностью на ниве сценарного творчества. Например, именно его режиссер Владимир Мотыль пригласил написать тексты писем, которые Федор Сухов мысленно произносит в знаменитом «Белом солнце пустыни»

Захаров книги Обручева не читал. Когда Мкртчян посоветовал ему прочесть роман, тот ответил: «А зачем? Ты мне объясни, что надо делать, я сделаю». И ведь сделал: за какой-то месяц привел «скверный» сценарий в «божеский вид». Вот как вспоминает это Мкртчян: «Так мы и работали: я схематично обрисовывал, что должно происходить, Марк уходил домой и наутро приносил написанное. Великолепно написанное. Я спрашивал Марка: „ты что, не можешь здесь с нами работать?“ А он отвечал: „Нет, гориллы в неволе не размножаются“. И уходил писать домой»

После редактуры Захарова из сценария были исключены все упоминания о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна. Собственно, по признанию Мкртчяна, от сценария Федосеева практически ничего не осталось, хотя он и упомянут в титрах фильма как второй сценарист. Ну а от романа Обручева, как я уже сказал, осталась только сама идея поиска неизвестного вулканического острова в Арктике и некоторые шрихи. Даже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные

Как это было

источник