Сумка настолько незаменимая и полезная вещь в нашем обиходе, что даже был учрежден специальный день в году в честь сумки. В Великобритании день 4 октября объявлен Национальным днем сумочек (англ. National Handbag Day). Впервые он был отмечен в 2001 году. Целью этого праздника сумочек была помощь женщинам, у которых обнаружен рак груди. Представительницам прекрасной половины человечества, а также их спутникам предлагалось купить в этот праздничный день сумочку, а десять процентов от ее стоимости направлялось в благотворительный фонд. Собранные таким образом денежные средства направлялись на высокие цели борьбы с раком груди.
В наше время кожа стала традиционным материалом для пошива сумок, а вот первые виды сумок изготавливались совсем из других материалов. Изначально их шили из меха, использовали кожу рыб, из лыка или веревок, позднее стали использовать кружева и бархат. В 17-18 веках сумки стали непременным женским атрибутом, для их украшения использовали бисер, стеклярус, вышивку. Во времена правления французского короля Людовика XV (18 век) кружевные, бархатные или просто украшенные красивыми аксессуарами женские сумки стали называться «помпадур». Во второй половине 19 века появились сумочки ридикюли, в основе которых был заложен каркас из стальной или даже серебряной сетки и твердая подкладка. Широко применять кожу, в качестве основного материала для изготовления сумок, начали лишь в 20 веке.
Уникальное и необычное творение знаменитого дизайнерского дома Ginza Tanaka, шокировало мировую общественность. Дамская сумочка небольших размеров, созданная японским домом моды, инкрустирована 2 182 (!) бриллиантами, общий вес которых превышает 208 карат, помимо этого, для создания подобного чуда использовался драгметалл — платина, чем и объясняется невероятно высокая стоимость сумочки. Модельеры этого дизайнерского дома отмечают тот факт, что некоторые части сумочки можно использовать и по отдельности, например, брильянтовый ремешок вполне допустимо носить в качестве ожерелья или браслета, красивая брошь украшенная бриллиантом в 8 карат, окруженным 81 мелкими бриллиантами, станет украшением любого вечернего наряда.
Сумкой (лат. marsupium) называют также складку кожи на брюхе самки сумчатых животных, которая служит для ношения детёнышей.
Когда появились первые сумки точно не известно. Упоминание о сумке есть даже в одном из мифов Древней Греции — мифе о подвиге Персея, избавившего мир от ужасной Медузы Горгоны. Во время своего пути пришел Персей к нимфам, которые вручили ему три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку, которая то расширялась, то сжималась в зависимости от того, что в ней лежало. Со всеми этими подарками он отправился убивать Медузу Горгону. У Горгоны на голове вместо волос шевелились ядовитые змеи. Одним взглядом своих страшных глаз она превращала человека в камень. Персей же воспользовался своим зеркально блестевшим щитом и, глядя на отражение в нем лица Горгоны, отрубил ей голову. Персей сунул ее голову в волшебную сумку. Сумка была матерчатая, и волшебная ткань не сумела удержать просачивающуюся сквозь нее кровь. Просочившиеся сквозь ткань сумки капли превращались в ядовитых змей. Говорят, что изобилие самых ядовитых змей на земле — в Ливии, а появились они благодаря нескольким каплям крови Медузы Горгоны, просочившейся из волшебной сумки, когда Персей со своей сумкой пролетал над территорией этой страны.
Вот примеры полузабытых или совсем забытых слов, обозначающих сумку: вайчак, лядунка, калита, ташка, тоболец, колчан, котомка, кошель, сума, мошна, торба, ридикюль, авоська.
История женских сумок началась с… мужского кармана. В нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVIIв. Изначально женщины не были обременены необходимостью носить что-то с собой. В XIV-XV веках мелкие и золотые монеты мужчины носили в мешочках, прикрепленных к поясу, а женщины на шнурках. При бургундском дворе он являлся принадлежностью придворного туалета и назывался «омоньер». Мода поздней готики вводит в употребление целые коллекции мешочков самой разной формы и величины. Их носили на шнурке и у пояса, при каждом шаге они мелодично звенели. Удержались они и в эпоху Ренессанса. Уже в следующем веке мужчины, освободив руки, перешли к удобным и емким карманам. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика XIV. Позднее их стали пришивать к жилетам, и, наконец, они появились в брюках.
А женщины, меняя формы и украшения в соответствии с модой и стилем, остались верны сумочкам разнообразного вида и назначения. Небольшая ручная сумка в виде мешочка для мелких предметов в противовес карману постепенно стала неотъемлемой частью женского туалета. Изготавливалась она из различных материалов с украшениями в зависимости от моды. Начиная с XVII столетия, женщины носили богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, которые называли ридикюлями, а в XVIII веке появились дамские сумочки из материи (обычно из бархата) или кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли «помпадур» в память о фаворитке французского короля Людовика XV. Жесткие, в основном кожаные сумки появились относительно недавно. В начале XX века женскую сумочку легализовали окончательно наряду с брюками, укороченными юбками и короткими стрижками. С тех пор началась вторая история — история великих сумок.
Классические сумки строгих геометрических форм по-прежнему считаются универсальными. И подбирать их сегодня гораздо проще, чем во времена Грейс Келли: тогда правила приличия требовали, чтобы сумка непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку с туфлями, перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами. Сумка всегда являлась «фасадной частью» женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление об образе человека в целом. То есть сумка для женщины — примерно то же самое, что марка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое «лицо», свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки — 4 октября. Сегодня достаточно лишь одного близкого по духу и цвету «компаньона» — узора на платке, тонюсенького ремешка или даже лака для ногтей. А туфли и сумка одного цвета — уже почти дурной тон. Современные правила приличия стали куда более лояльными. Единственное, чего они робко требуют, чтобы сумка все-таки была из натуральной кожи.
Все мы с детства помним стихотворение С.Я. Маршака «Багаж»: «Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Действительно долгое время дамы во время путешествий (например, поездом) вынуждены были сдавать чемодан и саквояж в багажное отделение. И конечно еще до времени написания детского стихотворения существовала потребность в удобном способе сохранить свои вещи и гардероб во время таких переездов и путешествий. Бесценный вклад в решении данной проблемы внес основатель французского дома мод Луи Виттон. Он начал свою работу, как ученик знаменитого парижского сундучного мастера Марашаля. Луи Виттон делал дорожные чемоданы, а в 1958 году изобрел первый плоский чемодан с основой из дерева, обтянул его каркас непроницаемым материалом, разделил внутреннее пространство перегородками. Позже начали появляться отделения для платьев, шляп, перчаток, а затем и вешалки, и выдвижные полки. Сегодня это один из самых дорогих и успешных брендов в индустрии моды, и каждая дама мечтает о чемодане и саквояже марки «Louis Vuitton».
В Амстердаме существует Музей сумок. Этот Музей сумок посвящен историческим сумкам, сумочкам и чемоданам. Коллекция музея включает 3 500 экспонатов, самые старые из них относятся к началу XVI века. Это один из трех существующих в мире музеев подобного направления, и у него самая большая в мире коллекция.
Большинство посетителей музея — женщины, но самым ценным музейным экспонатом является мужской поясной кошелек из козьей кожи с железными защелками, сделанный в XVI веке.