Они изобрели первый музыкальный инструмент, носили одежду и заботились о раненом соплеменнике годами, такими некоторые ученые видят неандертальцев — возможно, дальних родственников человека современного.
Ископаемые остатки неандертальцев —крупных гоминид, похожих на шимпанзе, — впервые обнаружили в 1856 году в Германии. Особенности их телосложения — массивные надбровные дуги и согнутые в коленях ноги — некоторыми исследователями сначала были приняты за признаки патологии.
Французский палеонтолог Марселей Буле первым пришел к заключению, что это ископаемые остатки древнего человека. Именно он реконструировал образ дикаря с подогнутыми коленями, который представляет себе большинство людей при слове «неандерталец». А ирландский геолог Уильям Кинг посчитал, что это существо слишком похоже на обезьяну, поэтому следует отнести его к особому роду. Но в конце концов этих гоминид признали представителями человеческого рода, но особого вида, Homo neanderthalensis.
Судя по всему, неандертальцы жили на территории современной Евразии, область их расселения простиралась от Британских островов до Сибири и от Красного моря до Северного моря. Им удалось пережить климатический хаос, длившийся по меньшей мере 200 тысяч лет, но приблизительно 30 тысяч лет назад этот вид исчез с лица Земли.
Давнее представление о том, что неандертальцы во многом уступали Homo sapiens, сейчас пересматривается. У них обнаружили те умения, которые раньше считались характерными только для современного человека. К тому же, как показало исследование генома неандертальцев, гены человека и неандертальца совпадают более чем на 99%. Приблизительно 500 тысяч лет назад неандертальцы и предки современных людей отделились от общего прародителя, а затем, примерно 45 000 лет назад, скорее всего на Среднем Востоке, они скрещивались между собой.
И если наши предки занимались любовью, а не войной, то этого нельзя сказать об ученых, их изучающих. Одни уверены в том, что неандертальцы думали, как мы, говорили, как мы, и создавали музыку, украшения и символы, как мы, и находят новые свидетельства в пользу своей точки зрения. Некоторые ученые даже считают, что мы принадлежим к одному виду. Но есть немало исследователей, которые убеждены, что интеллект неандертальца не способен конкурировать с интеллектом Н. sapiens. Причем в доказательство своей точки зрения они также приводят данные генетических исследований. Так были ли неандертальцы нам ровней или же это еще один неудачный вид гоминид?
Флейта или медвежья кость?
Первые основания для пересмотра отношения к неандертальцам были найдены в их образе жизни — наблюдается множество параллелей с тем, как жили предки современных людей. Например, мы знаем, что неандертальцы не только обитали в пещерах и под выступами скал, но и строили убежища. На двух стоянках во Франции были обнаружены отверстия для деревянных колышков и столбов, которые, скорее всего, поддерживали навес (American Anthropologist, т. 104, с. 50). Многочисленные находки очагов возрастом 60 тысяч лег говорят о том, что неандертальцы владели огнем, хоть и освоили его не первыми. Есть мнение, что именно неандертальцы первыми изобрели музыку.
Исследователь Иван Турк, обнаруживший в Дивье Бабе (Словения) самый старый из известных музыкальных инструментов, приписал его создание неандертальцам (Nature, т. 460, с. 737), однако скептики считают, что эта костяная «флейта», созданная 43 тысячи лет назад, не более чем бедренная кость пещерного медведя, прокушенная дикими животными.
Есть свидетельства итого, что неандертальцы носили одежду. Сара Бэйли из Нью-Йоркского университета (США) считает, что, подобно современным эскимосам, неандертальцы размягчали кожи животных своими зубами. «Если вы посмотрите на черепа взрослых неандертальцев, то обнаружите, что их передние зубы часто сточены до десен, а моляры в порядке. Вероятно, с помощью передних зубов они обрабатывали шкуры», — говорит она.
Прежде считали, что неандертальцы питались главным образом падалью, но потом выяснили, что они охотились на носорогов и взрослых мамонтов. Они приспосабливали свои охотничьи стратегии под окружающую местность: нападали на одинокую добычу в лесах, выискивали бизонов и других стадных животных в степях и собирали птиц, кроликов и морских животных на берегу.
Для создания инструментов, характерных для мустьерской культуры (300 000—30 000 лет до н.э.), неандертальцам требовались немалые навыки и способность к планированию действий. Чтобы с помощью камня-молотка создать рубило, необходимо было тщательно подготовить заготовку. «Они разработали техники, которые современному человеку сложно воссоздать», говорит Томас Уинн из Колорадского университета в Колорадо-Спрингс (США). Неандертальцы создавали и использовали составные инструменты, например, 127тысяч лет назад они изобрели первое копье. Также есть свидетельства того, что 80 тысяч лет назад неандертальцы создали клей, с помощью которого каменный наконечник приклеивался к рукоятке копья, — для этого они нагревали смолу березы без доступа кислорода.
В прошлом была распространена точка зрения, объясняющая технологические достижения неандертальцев, появившиеся ближе к концу их существования, копированием образа жизни Н. sapiens, однако исследование стоянок неандертальцев в южной Италии (42 тысячи лет до н.э.) это опровергает. По крайней мере в этом регионе неандертальцы создали множество каменных и костяных инструментов, отличающихся от тех, что использовали ранние люди, живущие севернее.
ЧТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ДНК
В мае 2010 года команда ученых, возглавляемая Ричардом Грином на Калифорнийского университета (США) и С ванте Паабо на Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге (Германия), сделала удивительное открытие. На основе фрагментов костей трех неандертальцев, живших 40 тысяч лет назад в Хорватии, они восстановили 60% генома неандертальцев, а также провели первое подробное генетическое сравнение неандертальцев и современных людей.
Оказалось, что неандертальцы и современные люди так же генетически близки, как два современных человека: у двух людей общее количество ДНК достигает 99,9%, а у неандертальца и человека — 99,8%. Это верное свидетельство того, что у нас был общий предок, от которого мы отделились 500 тысяч лет назад.
ДВА ВИДА ИЛИ ОДИН? Сюрпризом оказалось то, что люди неафриканского происхождения более схожи с неандертальцами, чем африканцы,— ученые пришли к заключению, что примерно 1—4% ДНК неафриканских людей было унаследовано от неандертальцев. Неафриканцы могли приобрести эти гены, только если они на пути из Африки к остальным частям света скрещивались с неандертальцами. Ученые полагают, что такое могло произойти на Среднем Востоке Д5 тысяч лет назад. Это открытие оказалось неожиданным потому, что предыдущие исследования неандертальской митохондриальной ДНК и Y-хромосомы не показали следов скрещивания с предками современных людей.
Не меньший интерес представляют» те участки ДНК, которыми мы отличаемся от неандертальцев. Ученые обнаружили 78 генов, типичных для современных людей, которых нет у неандертальцев. Эти отличия— мутации, произошедшие с человеком после того каком отошел от общего предка. К ним относятся гены, влияющие на сенсорную функцию, восприятие, социальное взаимодействие, метаболизм и иммунитет. «Пока что нам неизвестно, как именно различаются когнитивные способности человека и неандертальца, — говорит Грин.—Но теперь мы знаем, где искать»».
Естественно, ученые не надеялись найти один ген, который отличает людей и неандертальцев, тем не менее их очень заинтересовал ген RUNX2. Мутации этого гена вызывают изменения скелета, в том числе образование массивных надбровных дуги колоколообраэной груди, характерных для неандертальцев. «Это очень интересное открытие,—говорит Паабо. — Возможно, именно этот ген подтверждает археологические находки».
Некоторые исследователи надеялись, что сравнение геномов позволит разрешить спор, который длится вот уже ISO лет,—принадлежат ли неандертальцы и современный человек к одному виду или нет? Формальным критерием является то, что разные биологические виды не могут между собой скрещиваться и порождать потомство. Но, по мнению Паабо, в случае столь близких групп, как неандертальцы и люди, это определение вида вносит больше путаницы, чем ясности.
Захоронения неандертальцев
Широко распространено мнение, что неандертальцы хоронили своих мертвых. Самое ранее захоронение (120 тысяч лет до н.э.), принадлежащее Н. sapiens, находится в пещере Схул на горе Кармель (Израиль). Авотзахоронения неандертальцев были обнаружены на нескольких стоянках. Например, в Ла-Шапель-о-Сен найдено захоронение старика, сделанное 60 тысяч лет назад, а в пещере Тешик-Таг было обнаружено захоронение девятилетнего ребенка, окруженное рогами горных козлов, создано оно 70 тысяч лет назад.
К тому же времени относят и захоронения десяти неандертальцев, обнаруженные в пещере Шанидар (Иракский Курдистан). Ян Таттерсалл из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, автор книги «Extinct Humans», отмечает, что одно из этих захоронений показывает, что неандертальцы заботились о раненом соплеменнике годами, прежде чем тот умер, это «показательный пример сопереживания и заботы внутри социальной группы, вероятно, это демонстрирует и наличие сложных социальных ролей».
Также в Шанидаре было обнаружено знаменитое захоронение, в котором в изобилии содержалась пыльца цветов. Часто этот пример приводится как свидетельство наличия у неандертальцев шаманских практик и ритуальных погребений. Хотя это утверждение достаточно спорно, в последнее время находится все больше подтверждений того, что неандертальцы обладали символическим мышлением. Жоао Зильхао из Бристольского университета (Великобритания) и Франческод’Эррико из Института праистории и геологии четвертичного периода в Талансе (Франция) обнаружили в двух пещерах в Испании перфорированные ракушки с красными и желтыми пигментами, а также ракушки, украшенные смесью из нескольких пигментов. При этом одна из пещер расположена в 60 километрах от моря. По мнению исследователей, эти находки показывают, что неандертальцы украшали себя символическими артефактами. К тому же эти украшения были созданы 50 тысяч лет назад, задолго до того как люди пришли в эту область. Похоже, что неандертальцы все-таки были способны создавать нечто новое.
На сегодня нет никаких свидетельств того, что неандертальцы создавали наскальные изображения: самые ранние наскальные рисунки появились 20 тысяч лет назад, уже после того как неандертальцы вымерли. Однако Зильхао считает, что неандертальцы могли создавать временные изображения—например, раскрашивать красителями свои тела, передавая символическую информацию об иерархии в группе.
Язык неандертальцев
Обычно символическое мышление связывается с еще одним характерным только для людей умением — языком. Есть ли хоть какие-нибудь свидетельства того, что неандертальцы могли говорить? Ральф Холлоуэй из Колумбийского университета (США) в этом уверен. Он изучил сотни черепов неандертальцев и обнаружил, что, даже если сделать поправку на более крупное тело неандертальцев, размер их мозга всего на пару процентов отличается от размера мозга современного человека. А лобная доля и речевые области, даже несмотря на массивные надбровные дуги, едва ли отличаются от наших.
К тому же генетические тесты показали, что у неандертальцев присутствовала разновидность гена FOXP2, который обычно связывают с языком, При этом обнаруженные в пещере Кебара (Израиль) окаменелости показывают, что кость в форме буквы U в шее неандертальцев, к которой крепятся ключевые речевые связки, не отличалась от нашей. «Я уверен, что у них был язык», — говорит Холлоуэй.
С этим мнением согласен Филип Либерман, лингвист из Брауновского университета в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Однако он отмечает, что 50 тысяч лет назад ни неандертальцы, ни люди не могли издавать всего многообразия звуков, которым владеет современный человек (Expedition, т. 49, с. 15). Либерман, внимательно изучивший все доступные черепа, начиная от Homo erectus возрастом 1,6 миллиона лет и заканчивая черепом Н. sapiens возрастом 10 тысяч лет, пришел к заключению, что ни один из этих видов не мог произносить гласные звуки [и], [у] и [а]. Компьютерные модели, созданные Робертом Маккарти из Флоридского атлантического университета в Еока-Ратоне (США), подтверждают эту теорию.
Приняв во внимание эти новые свидетельства, Эрик Гринклус из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США), сформулировал новую точку зрения на неандертальцев: «Если сравнить археологические данные о неандертальцах в Европе и о современных людях в Африке или на Ближнем Востоке за один временной период, то, за исключением редких исключений, они удивительно схожи, — говорит он. — Неандертальцы были людьми и, вероятно, обладали такими же умственными способностями, как и мы».
Дело закрыто? Возможно. Однако есть некоторые исследователи, которые категорически не согласны с такой точкой зрения. «Пути неандертальцев и современных людей разошлись 500 тысяч лет назад, они раздельно эволюционировали в Европе и Африке. Получается, что их разделяет миллион лет эволюции, — утверждает Пол Мел-ларс из Кембриджского университета (Великобритания). — Было бы странно, если бы не наблюдалось отличий в анатомии и строении мозга». Мелларс уверен, что существенная разница в когнитивных способностях этих двух видов объясняется биологическими различиями.
В публикации прошлого года, посвященной геному неандертальцев, приводятся свидетельства в пользу этого мнения. Несмотря на то что отличие генома неандертальцев и современных людей составляет всего 1%, мутации затронули сотни генов. Точно определить, какими генами мы отличаемся, очень сложно, поскольку реконструкция генома пока что еще не завершена. Однако Йоханнес Крауз из Тюбингенского университета (Германия) уже отмечает, что некоторые из отличающихся генов затрагивают работу мозга. «Возможно, основное различие между неандертальцами и людьми заключается в их социальных навыках», — говорит он.
Еще одно подтверждение этой точки зрения содержится в исследовании, проведенном Филиппом Ганзом и его коллегами из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге. Они сравнивали виртуальную реконструкцию черепов новорожденного неандертальца и младенца современного человека. Как оказалось, мозг неандертальца и мозг современного человека при рождении не различались, но в течение первого года жизни они развивались по-разному, а ведь этот период является критическим для когнитивных функций.
Некоторые авторитетные специалисты считают, что у неандертальцев мышление было ограниченным. Льюис Бинфорд из Южного методистского университета в Юниверсити Парк (штат Техас, США) утверждает, что, судя по образу жизни неандертальцев, они плохо планировали свои действия. АУинн уверен, что у неандертальцев объем рабочей памяти меньше, чем у современных людей, то есть они могли обрабатывать меньше информации.
Стивен Митен из Редингского университета (Великобритания), считает, что неандертальцы обладали знаниями о естественном мире, они могли манипулировать материалами и взаимодействовать в социуме. Тем не менее он отмечает, что им не хватало «когнитивной гибкости» и «владения метафорами», чтобы связать эти области знания, а значит, они не могли создавать сложные символические объекты. Мелларс не согласен с тем, что неандертальцы были способны на символическое мышление, которое Зильхао приписывает им на основании найденных в Испании ракушек: «Я считаю, что Зильхао глубоко заблуждается. Если это лучшее, чего неандертальцы всей Европы смогли достичь за 250 тысяч лет своего существования, то помоги им Господь».
Но ведь и живущие в это время современные люди не отличались особой изобретательностью. Даже Мелларс признает, что разница между достижениями людей и неандертальцев одно время была минимальна. Но приблизительно 50 тысяч лет назад ранним людям удалось уйти далеко вперед, произошел «большой взрыв» символической деятельности, появлялись резные статуэтки, продуманные захоронения, личные украшения и (через некоторое время) наскальные изображения. Мелларс утверждает, что к моменту, когда современные люди пришли в Европу, их технологии, социальная организация и мозги были гораздо лучше. «Неандертальцы играли против более сильной команды», —говорит он.
Антрополог Ричард Кляйн из Стэндфордского университета (штат Калифорния, США) согласен с Полом Мелларсом в том, что в основе когнитивного и символического превосходства современных людей лежат генетические особенности. «Некоторые исследователи называют расистскими утверждения, что неандертальцы или ранние люди отличались от нас генетически, — рассказывает он. —Меня обвиняли в критике неандертальцев, такое ощущение, что я запрещаю им поступать в Гарвард». Тем не менее Кляйн продолжает стоять на своем; «Гены, характерные лишь для людей, могли бы помочь объяснить, почем)’ неандертальцев больше нет с нами».
Для традиционалистов основным положением является то, что неандертальцы исчезли, а мы все еще существуем. Но и ревизионистам есть чем ответить. Пусть неандертальцев не существует, но их гены до сих пор живы: в геноме людей неафриканского происхождения 4% генов от неандертальцев. Получается, что они наши прапрапрапрадедушки (см. «Что может рассказать ДНК»).
Это представляется еще более удивительным, если восстановить размер популяции неандертальцев: ограниченные вариации в митохондриальной ДНК позволяют оценить их популяцию всего в 3500 особей. Как отмечает Зильхао, генетический резервуар современных людей в Африке был в несколько раз больше, чем у неандертальцев. «Что случится, если смешать один литр белой краски со 100 литрами черной? Вы получите 101 литр черной краски, — говорит он, — Именно это и демонстрируют генетические исследования».