Наверное, большинство из нас ответят, что КВН — это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений. Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН — это соревнование в собственном остроумии.
Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд — это, простите, не КВН.
КВН сегодняшний — это вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.
С чего все начиналось?
В 1957 году трое молодых людей — врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов — и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.
Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус.
Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых — такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. . .
Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН», которая тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, — но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе — это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось: «Станем эрудитами в нашем КВН…»
А дальше — не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными.
Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. . . Чувствуете связь времен?..).
В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса! Такую передачу просто не могли не смотреть!
В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее — тот выигрывал!
КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно — в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но — выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили…
Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался — в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами.
Игра продолжала «саморазвиваться», но. . . За это время забылись традиции КВНовских жанров, «ноу-хау» подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили…
Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет!
Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71».
За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать.
И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
Составляющие успеха:
Игра:
Умение играть — то есть моделировать ситуацию — уже само по себе восхитительное свойство человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр!
Но мы будем сейчас говорить лишь о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором.
Разгадка — в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом — это спектакль. Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество — его «одноразовость», а отсюда — неповторимость.
В этом смысле КВН — это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера. И во время этой премьеры участники всегда стремятся показать лучшее, на что они способны.
Ведущий:
Александр Масляков появился в телеэфире в 1964 году, в это время он еще был студентом. Во время учебы он любил заниматься художественной самодеятельностью, а также был активным болельщиком команды КВН своего института. Как вспоминает сам Масляков, телеведущим он стал случайно. Однажды к нему подошел один из студентов, Паша Кантор, и попросил войти в состав команды. Он объяснил, что в молодежной редакции центрального телевидения планируют снимать веселую передачу. Ее ведущим должны стать пять студентов института, которые выиграли последнюю игру КВН. Так Масляков впервые попал на телевидение, да так метко, что работает там уже более 40-ка лет.
Сезоны:
Сезон в КВН совпадает с календарным годом — открывается он в январе, а завершается в декабре. В начале года все команды собираются в Сочи на фестивале КВН, который более знаменит своим большим гала-концертом.
После фестиваля начинается соревновательная часть сезона. Обычно сезон имеет какую-то общую тему, а каждая игра — свою подтему, на которую и нужно будет шутить. Схема сезона часто меняется — но чаще всего, она состоит из 7-10 игр на «вылет». Принцип один — каждый раз играют несколько команд. Два-три первых коллектива проходят дальше, остальные едут домой. Иногда проигравшую команду может спасти смс-голосование или Александр Масляков лично.
В середине сезона играют Летний Кубок и Музыкальный фестиваль КВН. В первом «поединке» встречаются чемпионы двух последних лет, а музыкальный фестиваль структурно похож на январский, лишь с тем отличием, что проходит он в Юрмале и особо не разгуляешься))).
Жюри:
Юлий Гусман — самый строгий, но очень справедливый судья. Никто не помнит, с какого момента он сидит в жюри, но всем понятно, что всерьёз и надолго.
Андрей Макаревич — знаменит самыми адекватными оценками, хотя постоянно напоминает, что КВН — игра, и оценки бывают разные, а не только 4 и 5.
Николай Фоменко — появился в жюри в 2014 году и в строгости оценок переплюнул Гусмана и Макаревича, не боится и не стесняется ставить командам двойки и даже единицы, если, конечно, они это заслужили.
Леонид Ярмольник — над ним прикалываются все, кому не лень, и ему это нравится. В общем, сидит не зря.
Дмитрий Нагиев — после его появления КВНщики стали меньше шутить про Ярмольника) Вечный романтик, мачо и любитель длинноногих красавиц. Дружит с Верником.
Игорь Верник — улыбка в 36 зубов, охотно выбегает на сцену за заранее присмотревшимися девчонками. Мистер очарование КВН, не многословен.
Леонид Якубович — любит жюрить и всю игру неистово и откровенно смеется.
Михаил Ефремов — самый не строгий жюрист, порой кажется, что ему доставляет удовольствие любое проявление юмора.
Константин Эрнст — правитель всея ОРТ, постоянный и заядлый болельщик. Имеет весомое и зачастую решающее слово).
Конкурсы:
• Приветствие (она же визитка) — стандартный конкурс, в котором КВНщики представляют свою команду.
• Разминка — единственный конкурс, в котором КВНщики доказывают, что они не только весёлые, но и находчивые. Команды должны смешно ответить на заданный им вопрос. В последнее время разминку вытесняет биатлон.
• Капитанский конкурс — представление капитанов команд и их «кто во что горазд» монологи.
• Биатлон — конкурс, где команды читают заранее заготовленные шутки. После каждого раунда один из коллективов покидал «стрельбище». Несмотря на кажущуюся лёгкость, в «биатлоне» нужно уметь быть и стратегии и тактиком.
• СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) — конкурс, в котором число участников, одновременно находящихся на сцене, не должно превышать трёх. Но очень часто это правило нарушается без каких-либо санкций со стороны жюри. С 2011 года появилась традиция проводить СТЭМ при участии эстрадной или кино звезды.
• Музыкальный конкурс — конкурс, в котором команды показывают свои музыкальные и хореографические таланты.
• Домашнее задание — самый яркий и чаще всего запоминающийся конкурс.
• Видеоконкурс — соревнование в умении делать смешное кино своими руками.
За всю историю КВН, самыми известными командами являлись: Одесские джентльмены, Уральские пельмени, Дети лейтенанта Шмидта, Утомленные солнцем, Уездный город, РУДН, Сборная Пятигорска, Сборная Санкт-Петербурга и др. С полным списком можно ознакомиться здесь.
В чем же действительно феномен КВН?
1. КВН органично вписывается в культурно-исторический контекст второй половины XX — начала XXI века, демонстрируя своими текстами и шутками наиболее острые проблемы и наиболее популярные темы, интересовавшие как советского, так и постсоветского зрителя на протяжении десятков лет.
2. КВН для общества очень важен, ведь именно в этой игре, интерпретируя действительность, за основу взят юмор и смех, задача и основная функция которых снижать острую социальную напряженность.
3. КВН объединяет судьбы, страны, народы. Зритель и игрок — участники одного общего дела. КВН для одних — это игра, для других — праздник. Можно относится к КВН, как культовой телепередаче развлекательного характера, не имеющая возрастных ограничений, или же воспринимать как массовое молодежное движение.
Все это в комплексе создает уникальность и неповторимость, и феномен игры, ее секрет успеха заложен в восприятии юмора одних, и умению шутить других. Все вместе, создают единое социальное коммуникационное пространство в рамках одной страны, ее традиций и культуры.
Сегодня КВН — это не просто проект или игра, — это искусство вне рамок времени, на сцене которой всегда радость, смех и настоящие положительные эмоции. И как феномен отечественного юмора, он с гордостью отстаивает право считаться лучшим Клубом самых Веселых и Находчивых…
А вы знаете, что?.. Интересные факты о КВН
— Если сложить тексты выступлений всех команд фестиваля в Сочи, то по объёму этот труд будет равен первому тому «Войны и мира» Льва Толстого.
— Команда Высшей лиги показывает свой материал одной игры минимум шесть раз: четыре редакторских просмотрах, генералка и игра. Финалисты сезона 2013 показали свою программу 12 раз (в том числе на четырёх концертах в Москве и двух в Санкт-Петербурге).
— За одну игру Высшей лиги КВН звучит около 79 музыкальных композиций, за один музыкальный фестиваль – более 140, причём с каждым годом цифра музыкального фестиваля увеличивается.
— Многие могли заметить, как на эфирах Высшей лиги Александр Васильевичнажимает рукой кнопку мышки на столике. Этим он отключает свой микрофон на время выступлений команд, чтобы в эфир случайно не попал его смех или ненароком вырвавшиеся комментарии. После каждого конкурса и в особых случаях (подход к ведущему и т.п.) он свой микрофон включает.
— Название игре было дано в 1961 году. Авторам хотелось, чтобы их проект стал сугубо телевизионным, поэтому в название заложили марку первого советского телевизора – КВН, названный так по первым буквам фамилий изобретателей. придумали расшифровку аббревиатуры, которая отвечала формату передачи – Клуб веселых и находчивых.
— Самым интернациональным сезоном КВН по праву можно считать 2000 год.Участвовавшие в нем команды представляли семь стран: Россию, Украину, Беларусь, Армению, Грузию, Азербайджан и Казахстан. А за обладание Кубком СНГ в 2010 году боролись целых 13 государств: Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Молдова, Армения, Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония.
— Традиционная игра КВН в советское время длилась 4-5 часов, а в эфир выдавалось только треть игры. Сегодня игры Высшей и «Премьер-лиге КВН» длятся не больше 2,5 часов, и в эфир выходит практически все – 1 час 50 минут. В 1996 году в Москве прошла юбилейная шоу-программа «Нам-35!», которая в записи шла более пяти часов!
— Самые успешные выходцы из КВН за всю историю игр – артист Геннадий Хазанов, телеведущий Леонид Якубович и писатель-сатирик Михаил Задорнов, игравшие в КВН за команду «МИСИ». Вместе с ними в «звездную» команду входят Михаил Галустян, Гарик Мартиросян, Вадим Галыгин, Сергей Светлаков, Гарик Харламов, Павел Воля и многие другие.