Казалось бы, что особенного может быть в обычном рычаге коробки передач? Однако есть производители, которые были внимательны к этой «мелочи» и не стеснялись превращать банальные селекторы в настоящие произведения инженерного искусства. АвтоВести вспомнили некоторые яркие образцы такого техноарта.
№ 1
Mercedes-Benz CLK-GTR
Годы выпуска:1998-1999
В это трудно поверить, но вот этот металлический шар с кнопкой, стоящий между сиденьями – это переключатель режимов коробки передач! И стоит он не на автомобиле для фантастического фильма, а на вполне реальной машине. Правда, не совсем простой: перед вами – селектор переключения передач суперкара Mercedes-Benz CLK-GTR. Этим шаром только выбирался режим Drive и включался задний ход, а сами передачи переключались подрулевыми "лопастями".
Mercedes-Benz CLK-GTR
Селектор выглядит очень футуристично, но и сама машина была просто космическая. Ведь Mercedes-Benz CLK-GTR – это "дорожный" спорткар, построенный спортивным отделением Mercedes-AMG для омологации гоночного болида под топовый класс GT1 чемпионата FIA GT. Гражданская версия оснащалась атмосферным мотором V12 объемом 6,9 л и мощностью 611 л.с. Гиперкар весил всего 1,4 тонны, разгонялся до 100 км/час менее, чем за 4 секунды, а максимальная скорость составляла 344 км/час! Всего построили 26 таких машин по цене больше $1,5 миллиона каждая.
№ 2
Oldsmobile Hurst Lightning Rods
Годы выпуска:1983-1984
Думаете, только у "Нивы" и УАЗиков из пола торчит "куст" рычагов управления механической трансмиссией? Вовсе нет, такие же "кусты" встречались, к примеру, и у заокеанских машин. Как у этого "заряженного" Oldsmobile Cutlass Supreme для дрэг-рейсинга, автоматическая КПП которого управлялась сразу тремя рычагами! Такая система рычагов носила название Lightning Rods, а производила ее специализированная фирма Hurst Performance, помогавшая компании Oldsmobile строить "подогретые" версии машин.
"Горячий" Oldsmobile Hurst Lightning Rods с тремя трансмиссионными рычагами выпускали всего пару лет. Причем производимая ограниченным тиражом машина оказалась настолько востребована, что пришлось выпускать больше, чем планировалось. Всего сделали 6501 автомобиль с 5-литровым карбюраторным V8 отдачей около 180 л.с.
Крайним левым рычагом выбираются привычные режимы (D, P, реверс или нейтраль). А вот двумя другими рычагами передачи менялись принудительно: крайний правый позволял перейти с первой на вторую ступени, а средний – со второй на третью. Зачем? Чтобы в горячке дрэг-битвы на разгоне пилот не ошибся с выбором передачи.
№ 3
Cord 810/812
Годы выпуска:1936-1937
Многие привыкли считать, что преселективные коробки передач появились сравнительно недавно. На самом деле их начали внедрять на автомобили еще в 30-годы прошлого века! Например, такая полуавтоматическая коробка передач была применена на люксовом американском Cord 810/812.
Модель 810/812 стала самым известным творением "Корда" и оснащалась она 4,7-литровым V8 (125 л.с. в атмосферном варианте и 170 "сил" с компрессором). Всего выпустили менее 4000 таких машин.
Одной из "фишек" этой коробки был словно игрушечный селектор переключения передач размером с большой дверной ключ. Работала система просто: водитель сначала выбирал рычажком нужную ступень, затем выжимал сцепление – и вакуумный привод сам переключал коробку на заданную передачу. Кстати, для запуска мотора надо было поставить селектор в нейтраль, включить зажигание, выжать сцепление – и двигатель запускался автоматически. Так что, как видим, все было придумано уже давным-давно…
№ 4
Pagani Huayra
Годы выпуска:с 2012 года
Это творение Горацио Пагани уже вошло в историю автопрома за свои умения и инженерные изыски. Карбоновая Hyaura с карбоно-титановым кузовом и весом 1350 кг оснащается битурбовым 6-литровым V12 от дружественного ателье AMG, развивающим 730 л.с. и 1100 Нм крутящего момента. Аэродинамика кузова – активная, динамика монстра – соответствующая: разгон до 100 км/час всего за 2,8 секунды и максимальная скорость в 383 км/час. А ведь есть еще показанная в этом году версия Huayra BС, облегченная на 132 кг и выдающая уже 790 "лошадей"…
Pagani Huayra
С коробкой передач Пагани тоже отличился. Он отказался от модного "робота" с двумя сцеплениями и сделал ставку на более легкую (если точнее, то на 70 кг) 7-ступенчатую секвентальную КПП с одним сцеплением. В этом году скорость ее переключений, кстати, сократили вдвое – со 150 до 75 миллисекунд. Но "фишка" не только в этом. А в том, что весь сложный механизм рычага выбора режимов АКПП выставлен напоказ, доставляя эстетическое удовольствия от созерцания всех этих тяг, пружин и карбоновых рамок. Настоящий техноарт, который можно хоть в музее выставлять, причем отдельным экспонатом!
№ 5
Spyker
Годы выпуска:с 2000 года
Основанная в 1999 году голландская компания Spyker Cars за свою короткую историю пережила целую череду взлетов и падений с банкротствами. Да и модельный ряд ее фактически состоял из двухдверки C8 с мотором V8 от Audi и мелкосерийного спорткара С12 с мотором W12 фирмы Volkswagen. Но машины компании все равно успели запомниться!
Кстати, компанию Spyker недавно снова реанимировали и голландцы уже готовят новинки.
И особенно — своими интерьерами с обилием полированного алюминия и стилевыми решениями из авиационного прошлого одноименной фирмы начала прошлого века. Главной же отличительной особенностью всех интерьеров современных "Спайкеров" (как серийных, так и концептуальных) как раз стал механизм переключения передач. Рычаг КПП с шарниром тут просто висит на проходящей сквозь салон трубе, а его нижняя часть связана с тягой самой коробки передач. С виду просто, но посмотрите, сколько изящества в деталях!
Автор
Александр Евдокимов, источники фото Google, autowp.ru и фирмы-производители
источник