Герой Вячеслава Тихонова из легендарного советского сериала «Семнадцать мгновений весны» стал настоящим эталоном советского разведчика, а сама фамилия Штирлиц стала нарицательной. И хотя в основу своего сценария Юлиан Семёнов положил вполне реальные события, но сериал, по большому счёту, оказался чисто художественным. Однако это ничуть не умаляет заслуг советских разведчиков во время Великой Отечественной войны, ведь их реальные подвиги оказывались куда невероятнее историй из книг и кинофильмов.
Станислав Ваупшасов к началу войны был одним из самых опытных разведчиков в рядах Красной Армии. Будущий Герой СССР родился в самой обыкновенной литовской семье и до революции трудился батраком, однако в преддверии Гражданской войны вступил в ряды Красной Армии.
Талантливого юношу быстро заприметило командование и в возрасте 21 года Станислав Алексеевич начал свой путь разведчика. Первое своё назначение он получил в Западную Белоруссию, оккупированную польскими войсками. В Москве не оставляли надежд вернуть утерянные в тяжелейшие для России годы области, поэтому на землях Западной Украины и Белоруссии велась так называемая активная разведка – создание подпольных организаций и партизанских отрядов. Именно этим и занимался молодой разведчик с 1920 по 1925 года.
Результаты его работы командование оценило очень высоко и наградило Ваупшасова именным оружием и орденом Красного Знамени. Весьма странно выглядит его дальнейшая судьба – более 10 лет он занимал должности хозяйственников. Вполне вероятно, что это было лишь прикрытием, ведь в 1937 году его отправляют в Испанию для руководства 14 Партизанским корпусом «республиканцев».
Опыт руководства крупными подразделениями и проведения масштабных диверсий, полученный в Испании, очень пригодился ему с началом Великой Отечественной. В начале 1942 года Станислава Алексеевича забрасывают под Минск, где он организует партизанский отряд «Местные», который станет настоящим кошмаром для оккупантов. За два года «Местные» и другие диверсионные группы, подчинённые Ваупшасову, уничтожили 14 тысяч немецких солдат. Одной из самых известных диверсий «Местных» стал взрыв столовой СД, в результате которого погибло почти 50 высокопоставленных немецких офицеров. Кроме того, Ваупшасов руководил и ликвидацией гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. За эти и многие другие подвиги в ноябре 1944 года Станислава Ваупшасова представили к званию Героя СССР. Он прошёл всю войну и скончался в возрасте 77 лет в Москве.
По-настоящему неравный бой вёл диверсионно-партизанский отряд Владимира Александровича Молодцова, состоявший менее чем из ста человек. Летом 1941 года они оказались загнаны в катакомбы Одессы, но они оказались не ловушкой, как предполагали немцы, а спасением. Используя многокилометровые сети подземных ходов, диверсанты несколько месяцев держали в страхе 16 тысяч немецких солдат.
Более полугода немцы пытались их взорвать, отравить газами и поймать отряд в засаду, но поймать Молодцова и его людей им удалось только после предательства одного из бойцов. За безмерный героизм Владимир Молодцов был удостоен звания Героя СССР.
Не столь боевой, однако не менее героической оказалась судьба Ивана Даниловича Кудри. Он родился недалеко от Киева и там же встретил войну. До 1941 года Кудря занимался разработкой «петлюровцев», контрреволюционеров и обычных банд. Именно это помогло капитану организовать подполье в первые же дни после захвата Киева. Немцы просто не ожидали, что охота на них в городе начнётся уже через три дня после оккупации. Только за первый месяц «Мстители» Кудри уничтожили более 400 немцев.
Но главной целью отряда Ивана Кудри была информация. Все знакомые с разведчиком соратники отмечали, что Кудря обладал просто феноменальной харизмой и убедительностью. Так, ему удалось завербовать в киевское подполье как многих представителей местной интеллигенции, например оперную диву Раису Окипную, так и настоящих бандитов – один из самых ценных источников информации стал Тарас Семенович. Он был одним из тех «петлюровцев», которого Кудря неоднократно задерживал. С началом оккупации Семенович переметнулся к немцам и стал работать в гестапо, однако Ивану Даниловичу удалось всего лишь за одну встречу перевербовать его.
Герой-разведчик всегда находился на острие атаки и лично участвовал во всех операциях, несмотря на то, что немцы объявили на него настоящую охоту. В итоге зимой 1942 года Кудря был схвачен и убит гестаповцами, однако никакие пытки не смогли сломить его дух и «Мстители» продолжили свою разведывательную деятельность. В 1965 году Иван Кудря был награждён Золотой Звездой Героя.
Кудря был тесно связан с партизанским отрядом «Охотники», действовавшим в киевских пригородах под руководством Николая Прокопюка. «Охотники» доставляли немцам головной боли ничуть не меньше «Мстителей», в связи с чем на их ликвидацию был отправлен огромный отряд карателей, которому таки удалось окружить партизан. Но бойцы Прокопюка ответили категорическим отказом на предложение сдаться и под руководством своего командира прошли с боями более 300 километров, вырываясь из окружения. За этот подвиг Прокопюк также удостоился звания Героя Советского Союза.
Недалеко от «Охотников» действовал другой геройский отряд партизан, возглавляемый разведчиком Виктором Александровичем Лягиным. Ему, к сожалению, не удалось вырваться из другой немецкой западни, однако командир выдержал все пытки и не сдал свой отряд, за что был награждён Звездой Героя.
Настоящим прообразом Штирлица можно считать Николая Ивановича Кузнецова, уроженца Львовской области. Молодые годы будущего разведчика складывались достаточно тяжело. Его отец был из зажиточных крестьян, поэтому незавидное происхождение мешало получить ему достойное образование. Несмотря на это он успешно изучал иностранные языки – польский и коми, а по-немецки мог говорить сразу на 6 диалектах.
Происхождение и «странные» интересы не раз привлекали к Кузнецову внимание правоохранителей и в итоге он был отправлен в Пермский край. Однако там он по собственной инициативе раскрыл махинации лесоустроителей, что привлекло к нему уже положительное внимание и вскоре он уже принимал участие в поимке банд. Талантливого полиглота быстро заприметили и привлекли к агентурной работе. До 1941 года Кузнецов занимался вербовкой иностранных политиков и бизнесменов, приезжавших в Москву.
Но в полной мере все способности разведчика раскрылись с началом войны. Летом 1942 года он с группой других разведчиков был заброшен в город Ровно, где немцы устроили рейхскомиссариат Украины. Практически сразу Кузнецову удалось затесаться в ряды немецких солдат под видом немецкого офицера тайной полиции Пауля Зиберта.
Почти два года Зиберт-Кузнецов вёл разведывательную работу, но главной его задачей была ликвидация высокопоставленных офицеров и чиновников. Так, его главной целью был гауляйтер Украины Эрих Кох. Советский разведчик неоднократно устраивал покушения на него, но Коху каждый раз удавалось избегать гибели. За время охоты на гауляйтера Кузнецов лично ликвидировал 11 немецких генералов, добыл самые тайные сведенья, в том числе и месторасположения базы Гитлера «Вервольф», но до Коха добраться так и не сумел.
Несмотря на провал основной задачи, руководство НКВД считало Кузнецова одним из самых лучших и эффективных агентов. К 1944 году приметы Кузнецова знал уже каждый немец в Ровно, поэтому разведчику был дан приказ уходить из города и пробиваться через линию фронта, либо примкнуть к какому-либо партизанскому отряду. Бегство из города прошло без эксцессов, но дойти до своих Кузнецову было не суждено. Продвигаясь на восток, группа разведчиков вышла к небольшому селу, занятому советскими солдатами. Николай Иванович решил, что это передовые части РККА, но на самом деле это было переодетое подразделение УПА, которым немцы успели сообщить об отступающих разведчиках. Группа Кузнецова слишком поздно поняла свою ошибку и погибла в неравном бою с националистами. В этом же году Николаю Ивановичу было присвоено звание Героя СССР.
Несмотря на героизм и самоотверженность на современной Украине имя Николая Кузнецова оказалось под запретом. В рамках «Закона о декоммунизации» памятники разведчику в Ровно и Львове снесли, а его имя вычеркнули из истории.
За годы войны в тыл к врагу были заброшены тысячи диверсантов и разведчиков, но специфика их работы такова, что многие ихподвиги были засекречены или просто остались неизвестны. Кроме того, отличались в организации подпольных групп и партизанских отрядов не только кадровые разведчики, но и простые местные жители, уходившие в леса по собственной инициативе. Именно благодаря такой самоотверженности самых разных жителей СССР и стала возможна победа над одной из самых грозных армий в истории человечества.
Арсений Гурский