Актеры не любят распространяться о своих гонорарах. Если пойдет слух, что ты сыграл где-то за небольшие деньги, то больших тебе могут уже и не предложить. Поэтому за малую зарплату соглашаются работать в основном те, кто еще не успел сделать себе имя (например, Хилари Суонк когда-то сыграла главную роль в криминальной драме «Парни не плачут», принесшей ей «Оскар», всего за $3000). Однако ситуации, когда знаменитым актерам настолько нравится проект, что они готовы участвовать в нем за сущие копейки, тоже нет-нет да и случаются. Вместе с порталом Film.ru мы вспомнили целых восемь.
Райан Гослинг – «Полу-Нельсон/ Half Nelson», 2006
После успеха «Дневника памяти» Райан Гослинг всерьез задумался над своим будущим. Карьерный взлет открывал доступ в зону высокобюджетных блокбастеров и очень «жирных» гонораров. Но выбор ролей при этом сузился бы до рамок, дозволенных «полудетским» возрастным рейтингом 13+, что Гослинга не очень-то устраивало. Иной раз, чтобы долить что-то в стакан, нужно сперва из него что-то отлить. Решив, что качество для него важнее количества, Райан взялся за роль учителя истории с наркотической зависимостью в драме Райана Флека «Полу-Нельсон», авторы которой могли платить ему всего $1000 в неделю (весь бюджет ленты при этом едва дотягивал до $700 тысяч). Кто-то нашел бы это решение не самым умным, но итогом трудов стала номинация на «Оскар» – тот вожделенный бонус, которого получатели куда более высоких зарплат порой не удостаиваются за всю свою кинокарьеру.
Джона Хилл – «Волк с Уолл-стрит/ The Wolf of Wall Street», 2013
Как многие комики, Джона Хилл мечтает о серьезных ролях – которые ему, впрочем, предлагают совсем не часто. Решив брать быка за рога самостоятельно, Джона сделал Мартину Скорсезе предложение, от которого тот не смог отказаться, – и сыграл в его драме «Волк с Уолл-стрит» вторую по значимости роль… всего за $60 тысяч (и это даже без учета налогов). Обычно Хилл не работает за суммы ниже миллиона, а выкладывается на экране при этом куда меньше, но давняя мечта поработать со знаменитым режиссером победила соображения финансовой целесообразности. «Чтобы сняться у Скорсезе, я свой собственный дом готов продать и отдать ему всю выручку. – заявил актер в интервью. – Я что угодно готов сделать!» Джону не смутило, что его экранный напарник Леонардо Ди Каприо получит за свою роль $10 миллионов. И ведь, как вышло, Хилл совершенно не прогадал: работа «за еду» принесла ему вторую номинацию на «Оскар».
Мэттью МакКонахи – «Далласский клуб покупателей/ Dallas Buyers Club», 2013
Для многих зрителей Мэттью МакКонахи числится ловеласом из комедии «Как отделаться от парня за 10 дней». Известность такого рода, конечно, приносит достойные деньги, но не дает актерам развиваться. В поисках более глубоких ролей Мэттью сначала самоотверженно отказался от 15 миллионов, предложенных ему студией Universal за участие в полнометражной версии частного детектива Магнума. Потом ввязался в черную комедию с «порно-рейтингом» NC-17 «Киллер Джо». А потом и вовсе, как кое-кто считал, «скатился на дно», провозившись три года с «Далласcким клубом покупателей» за смехотворные $200 000. Однако роль техасского электрика, у которого в 80-е годы был диагностирован ВИЧ, принесла МакКконахи «Оскар» за главную мужскую роль и перевернула всю его карьеру – предложениям, которые ему сегодня делают, позавидовали бы многие драматические актеры. И вряд ли кто-то теперь усомнится, что ради такого прорыва стоило сбросить 20 килограммов и повкалывать на картине с пятимиллионным бюджетом за сумму, которую другие его коллеги спускают в казино за один вечер.
Том Круз – «Миссия невыполнима: Протокол Фантом/ Mission: Impossible — Ghost Protocol», 2011
Считается, что работать за процент от будущих прибылей – слишком рискованное дело. Если фильм проваливается в прокате, актер остается с носом. Том Круз решил не жадничать и дал согласие на съемки в четвертой части «Невыполнимой миссии», где работал за символическую зарплату. Звезда верно рассудила, что профессионализму режиссера пиксаровской «Суперсемейки» Брэду Берду и умениям голливудских маркетологов можно доверять – если уж они не обеспечат франшизе хорошего бокс-офиса, то и никто не обеспечит. Снижение планки личных требований было насущной необходимостью: Круз в то время ходил в опале и считался угасающей звездой, участие которой в кинопроектах уже не может гарантировать им финансового успеха. Студия Paramount даже всерьез подумывала отобрать у Тома главную роль и заменить кем-то более «кассоугодным» – поэтому, чтобы удержаться в кресле, он согласился трудиться фактически «за еду». Риск себя полностью оправдал: квадриквел заработал почти $700 миллионов в мировом прокате, не только вернув Крузу потускневший было статус, но и принеся ему $70 млн. прибыли. Неплохой гонорар для человека, которого еще вчера называли «не отрабатывающим своих денег» и планировали списать в утиль?
Итан Хоук – «Судная ночь/ The Purge», 2013
Продюсер Джейсон Блум знаменит в Голливуде тем, что делает за сущие гроши хорроры, приносящие в прокате десятки миллионов. Конечно, успех падает не с неба: в проектах Блума, даже самых дешевых, играют хорошие актеры, с ним работают хорошие режиссеры. Учитывая микробюджетность этих постановок, выплачиваемых команде гонораров едва хватает на еду – взамен причастные получают некий процент от прибыли, когда (и если) фильм выстрелит в прокате. Итану Хоуку очень понравился сценарий хоррор-триллера «Судная ночь», поэтому он согласился исполнить главную роль и безропотно перенес все издержки экономного производства. «Там не было никаких удобств – ни водителей, ни вагончика для актеров, ни хрена вообще, лишь отличная роль и отличный режиссер, – рассказывал актер позже. – Черт, на протяжении всех съемок я спал у режиссера на диванчике!» Фильм Джеймса Демонако, снятый за $3 млн., в итоге стал хитом и десятки раз покрыл все производственные расходы, а Итан был вознагражден за терпение чеком, который его полностью удовлетворил. Как говорится, кто не рискует…
Джордж Клуни – «Доброй ночи и удачи/ Good Night, and Good Luck.», 2005
Хочешь что-то сделать – сделай это сам. Джордж Клуни понимал, что, даже будучи одним из самых популярных актеров на «фабрике грез», можно просидеть многие годы в ожидании по-настоящему интересных ролей – и так их и не дождаться. Его очень привлекала история журналиста Эдварда Мэроу, в 50-е годы схлестнувшегося с влиятельным сенатором Джозефом МакКарти, попиравшим права американцев. Но продюсеры сомневались, что фильм о Мэроу может иметь успех. Решив не переубеждать их, Джордж заложил свой дом в Лос-Анджелесе, нашел пару инвесторов на стороне и снял ленту самостоятельно, уложив ее бюджет в $7 млн. За работу режиссера, сценариста и исполнителя одной из главных ролей Клуни взял себе скромные $120 тысяч, посчитав, что лучше вложить доступные активы в красивую картинку, чем подзаработать, но получить на выходе «дешевку». Расчет полностью оправдался: готовый фильм не только многократно возместил вложения, но и удостоился целого дождя профессиональных наград, заработав, помимо прочего, 4 номинации на «Золотой глобус», шесть номинаций на премию BAFTA и шесть – на «Оскар». Клуни так понравился результат, что несколько лет спустя он снова «снизил планку» – и снялся в трагикомедии Александра Пэйна «Потомки», которая, несмотря на скромный бюджет, окупилась в прокате сторицей и собрала по миру множество призов и номинаций, в том числе пять номинаций на «Оскар».
Адам Левин – «Хоть раз в жизни/ Begin Again», 2013
Вы не знаете такого актера, как Адам Левин? Однако вряд ли можно отрицать, что телеведущий и лидер мегапопулярной группы Maroon 5 имеет все основания для звездных запросов весьма высокого уровня. Начиная карьеру в Голливуде, от всех этих запросов Левин решил отказаться – и сыграл заметную роль в мюзикле «Хоть раз в жизни», не взяв за это никаких денег. «Я работал бесплатно, и я очень рад, что могу себе это позволить, – сказал Левин в интервью. – К счастью, я обеспеченный человек, и мне нет особой нужды беспокоиться о хлебе насущном». По словам музыканта, он готов отказываться от гонораров ради того, чтобы получать роли, которые ему по-настоящему нравятся. Любопытно, что в фильме его герой Дэйв исповедует весьма коммерческий подход к работе и искусству, но победителем оказывается не он, а его бывшая девушка, решившая отказаться от коммерческих схем и установившая на свой музыкальный альбом минимальную цену в $1. Как видим, временами принцип «чем меньше попросишь сразу, тем больше получишь потом» работает очень даже неплохо – в голливудском кино так уж точно.
Сергей Шнуров – «Пока ночь не разлучит», 2012
Не одни только голливудские небожители способны работать за копейки – в российском кинопроизводстве такие истории тоже случаются. Они случаются здесь даже гораздо чаще, чем в США, поскольку российские бюджеты обычно несопоставимы с голливудскими, а сниматься в кино все же хочется многим. Но набить свой фильм звездами, совершенно ничего не них не потратив, пока что удалось только Борису Хлебникову. Как? Все тем же голливудским способом: пообещав им возможный процент от прокатной прибыли, если фильм станет хитом. Центральных ролей как таковых в фильме нет, как нет и сколько-нибудь симпатичных персонажей, а его сюжет вращается вокруг застольных сценок с участием знаменитостей. Посетителей московского ресторана сыграли Алена Долецкая, Василий Уткин, Сергей Шнуров, Дуня Смирнова, Анна Михалкова и другие узнаваемые лица с телеэкранов и журнальных обложек. Шнуров вдобавок пожертвовал создателям еще и музыку для саундтрека. Увы, своих вложений фильм так и не отбил, поскольку не смог рассмешить аудиторию, да и мимо самой аудитории пролетел со свистом: статья из журнала «Большой город», на которой основывался сценарий, была написана до финансового кризиса, фильм же затеяли снимать, когда гламур как тема для разговоров уже полностью себя исчерпал и не вызывал ничего, кроме раздражения. Что ж, бывает… С другой стороны, снять кино довольно впечатляющего размаха всего за $100 тысяч, собранных методом краудсорсинга, – это важный прецедент, и если последователи Хлебникова сделают выводы из ошибок проекта, то такая система финансирования может подарить нам еще много интересных киноэкспериментов.
Удивительно это или нет, но в мире гораздо больше известных актеров, согласных работать «за еду», чем может показаться. Не будь это так, Джонни Депп и Джастинг Лонг никогда не появились бы в «Бивне» Кевина Смита, а Кейт Уинслет и Хью Джекман – в «Муви 43» братьев Фаррелли. Хотя подобные эксперименты не всегда увенчиваются достойными результатами, они все же дарят нам редкую возможность увидеть знаменитого актера в необычном амплуа – а это уже само по себе бывает дороже всяких денег.