Когда в кинопрессу проникают новости о том, что персонаж, сыгранный женщиной, изначально задумывался как мужчина, читателей это забавляет: надо же, говорят они, а мы бы никогда не заподозрили, что на этом месте мог быть парень! На самом деле подобное происходит не так уж редко, просто не всякая актриса готова признаться, что роль писалась не для нее. Но временами тайное все же становится явным: в сегодняшнем топе вместе с порталом Film.ru мы вспомнили самые любопытные случаи подобных подмен.
Эвелин Солт – «Солт/ Salt», 2010
Сегодня уже не секрет, что центральную роль в шпионском экшен-триллере «Солт» должен был сыграть… Том Круз. Но он в итоге от нее отказался, сославшись на занятость. На самом деле, как заподозрила студия Sony, Том просто не хотел повторяться, поскольку ему хватало «агентурной» работы в «Невыполнимой миссии». Да и, в принципе, супершпионов по экрану бегало уже многовато.
«Уже была “Миссия”, были “Борн” и “Бонд”, так что наш шпион был бы только четвертым, – вспоминает продюсер Лоренцо ди Бонавентура. – И тогда мы решили: “Четвертый шпион нам не нужен, пусть это лучше будет первая шпионка!”» Роль досталась Анджелине Джоли, и Эдвин благополучно превратился в Эвелин. Характер героини при переписывании поменялся мало, если не считать того, что ее сделали бездетной (хотя у ее «мужской ипостаси» в сценарии дети были). Студия попросту побоялась, что «мамочка» в глазах зрителей не будет выглядеть как жесткий волевой человек, поэтому отказала актрисе в праве на любое проявление мягкости. Гендерные стереотипы – они повсюду.
Эллен Рипли – «Чужой/ Alien», 1979
Хотя в первых вариантах сценария «Чужого» его персонажи носили «бесполые», «унисексовые» имена, все же студийное начальство, нанявшее Ридли Скотта для переноса этой истории на экран, не сомневалось, что протагонист должен быть мужчиной. У войны, как известно, не женское лицо, особенно если вести эту войну приходится с жутчайшим инопланетным монстром. Скотт принял мнение боссов как должное: никакие иные варианты первое время даже не обсуждались. Но затем режиссеру захотелось разорвать шаблон.
«Я просто подумал… А что, если Рипли – это женщина? – вспоминал он. – Никому не придет в голову, что женщина способна выжить, тем более если она красива. Тут был нужен кто-то с хорошей фигурой, желательно высокого роста. С задатками лидера и мозгами…»
В итоге этот «кто-то» был найден в лице Сигурни Уивер. Лейтенант Рипли обрел мирское имя Эллен, и мир киноэкшенов перевернулся: внезапно оказалось, что можно быть девушкой и вполне успешно побеждать монстров. Что Уивер и подтвердила еще не раз в сиквелах.
Паула – «Сорокалетний девственник/ The 40-Year-Old Virgin», 2005
Можно смеяться над этим, а можно плакать, но только начальник главного героя в «Сорокалетнем девственнике» изначально был обозначен в сценарии как мужчина. В сексуально озабоченную немолодую даму он превратился лишь после того, как жена Стива Карелла прочла скрипт и заметила, что в нем почти нет женщин. Когда Карелл донес ее слова до сведения режиссера Джадда Апатова, тот признал, что сюжет перенасыщен мужчинами, и оперативно превратил Пола в Паулу. Роль в итоге отошла к Джейн Линч.
Нескромные приставания Линч к Кареллу сформировали одну из самых интересных сюжетных линий фильма. К сожалению, мы можем лишь догадываться, как бы выглядели те же сцены, если бы в них к несчастному Энди Стицеру клеилась не Паула, а Пол. Наверное, это могло бы быть даже смешней. Но – не судьба.
Делакорт – «Элизиум: Рай не на земле/ Elysium», 2013
В сай-фае Нила Бломкампа космической станцией Элизиум управляет секретарь Делакорт – дамочка со стальной хваткой, столь же отталкивающая, сколь и завораживающая, ведь играет ее Джоди Фостер. По словам Бломкампа, эту роль он поначалу планировал поручить мужчине, даже звали злодея в сценарии не секретарь Делакорт, а секретарь Роудс. Позже, пытаясь придумать, кто бы хорошо смотрелся в этой роли, Нил пришел к выводу, что его фильмам не хватает сильных женских характеров, и сказал на встрече с продюсерами: «А если бы сыграла Фостер, было бы вообще просто ох…ельно. Но, к сожалению, это нереально».
Однако чудеса случаются: актрисе в тот же день отослали копию сценария, а уже не следующий она встретилась с Бломкампом и заявила, что готова взяться за эту необычную роль, пусть даже и написанную с прицелом на мужчину. Удалась ли ей маска жесткого руководителя? Мнения здесь могут быть разные, но наш ответ – да. (Заметим в скобках, это не первая роль Джоди, отобранная у мужчин: в свое время аналогичная история случилась с лентой «Иллюзия полета».)
Джейн Модайн – «Наш бренд – кризис/ Our Brand Is Crisis», 2015
В начале нулевых годов непопулярный боливийский политик, желающий стать президентом, решает поручить проведение предвыборной кампании американскому специалисту. Из США выписывается отставной политический консультант Джейн Бодайн, которой предстоит сразиться с Пэтом Кэнди – своим коллегой, также приехавшим из Штатов и призванным привести к победе конкурирующий штаб… В этой истории на первый взгляд ничего экстраординарного нет, если не считать, что в реальности на боливийских выборах 2002 года оба американских «легионера» были мужчинами. Так все выглядело и в сценарии; предполагалось, что с Кэнди в исполнении Билли Боба Торнтона пободается Джордж Клуни (помимо прочего, выступавший на проекте продюсером). Но тут фильмом заинтересовалась Сандра Буллок.
«Да, проект писался с прицелом на Клуни, – рассказывала актриса после съемок. – Но несколько лет назад я подумала, что уже давно не читала никаких по-настоящему интересных сценариев. И задалась вопросом: “Разве нет таких мужских ролей, которые можно было бы переделать под женщину?”»
Вопрос оказался в точку – среди голливудского вала сугубо «мужских» сюжетов такая роль вскоре нашлась. Когда Буллок загорелась желанием поучаствовать в драматической комедии «Наш бренд – кризис», Клуни не смог отказать оскароносице и уступил ей свою роль. «Мы поняли, что переписать историю, сделав героя героиней, совсем не сложно, – объяснил свое решение Джордж. – В такие моменты становится ясно, как много потенциальных женских ролей запрятано в каждом сценарии – надо лишь начать думать в этом направлении!»
Сивер – «Баллистика: Экс против Сивер/ Ballistic: Ecks vs. Sever», 2002
Когда речь идет о высокобюджетных фантастических экшенах, поручать центральные роли мужчинам – обычная практика. Они и выглядят внушительней, и в случае травмы не плачут… Вот и в «Баллистике» должны были сойтись двое мужчин – агенты ФБР и АНБ, вражда между которыми по ходу дела перерастала в сотрудничество. Но Антонио Бандерас (фэбээровец Экс) оказался капризным малым. Он очень долго выбирал себе конкурента, придя в итоге к выводу, что взаимодействовать с мужчиной ему вообще неинтересно. И предложил кандидатуру Люси Лью, которая незадолго до этого лихо проявила себя в «Ангелах Чарли». Режиссер Вич Каосаянанда передал его слова студийному начальству, и начальники Warner Bros. согласились с тем, что разница полов может придать сюжету дополнительную динамику. Лью, в свою очередь, обрадовалась возможности поработать с белым соперником, поскольку обычно продюсеры сомневались в том, что тандем белого с азиатом будет хорошо смотреться в глазах аудитории.
Переписать сценарий было несложно. «Сивер мало говорит, – описывала своего персонажа актриса. – У нее на весь фильм, может, 15 фраз. Но она очень активна физически». Лью стойко вынесла все съемочные тяготы, активно участвовала в выполнении трюков и получила в процессе множество травм. Не желая показаться плаксой, в интервью она неизменно отвечала, что знала, на что идет: «Такая уж это работа, что приходится набивать синяки. Когда люди лупят друг друга кулаками, конечно, им больно. Но где вы видели драку без боли?»
К сожалению, малоопытному тайцу Каосаянанде не хватило мастерства, чтобы создать достойное обрамление для дуэта испанца и азиатки: идиотский сюжет, нашпигованный бессмысленными взрывами, до крайности разочаровал как критиков, так и зрителей, что привело «Баллистику» к эпичному кассовому провалу и обеспечило ей призовое место в рейтингах худших фильмов всех времен. Нам вполне понятно желание Люси замахнуться на «мужскую» роль, но все же, прежде чем ввязываться в плохое кино, иногда бывает полезно хотя бы заглянуть в сценарий.
Лиллиан Хобсон – «Артур. Идеальный миллионер/ Arthur», 2011
В комедии «Артур» 1981 года камердинером инфантильного богача Артура Бака был мужчина. Сыгравший его Джон Гилгуд даже получил за свои усилия «Оскар». В ремейке, случившемся 40 годами позже, Хобсон обрел женское имя Лиллиан и… в общем-то, да, стал женщиной, поскольку звезда ленты Рассел Брэнд не желал работать ни с кем другим. «Решение [пригласить Хелен] сделало роль Артура подходящей для меня, – объяснял на премьере актер, который находил идею о мужчине-камердинере старомодной. – Я хотел, чтобы все понимали, что действие происходит в наши дни».
Статуэтку Миррен не получила, но в фильм все же вписалась очень хорошо, привнеся в его сюжет трогательные нотки. Рассел Брэнд, может, и злоупотребляет веществами, опасными для здоровья, но иногда даже ему приходят в голову удачные идеи.