В Голливуде хорроры считаются простым жанром, идеально подходящим для начинающих режиссеров, у которых нет доступа к знаменитым актерам и сложным эффектам. В России, однако, у этого жанра нет традиции. Поэтому хорроры нашим постановщикам даются с большим трудом, и выходят такие ленты довольно редко. Задумавшись о судьбе «ужастиков» в нашей стране, вместе с порталом Film.ru мы смогли вспомнить лишь десять заслуживающих упоминания отечественных картин этого жанра.
1. «Прикосновение» (1992)
Режиссер Альберт Мкртчян начал карьеру с комедии «Опекун» и приключенческого хита «Земля Санникова», а закончил ее картиной, которая была одним из первых постсоветских хорроров. «Прикосновение» повествовало о призраках, преследующих хороших и душевно чистых людей, чтобы заставить их покончить с собой и переселиться в «лучший мир». Центральным персонажем ленты был следователь прокуратуры, пытавшийся спасти дочь и внучку одного из «мертвых сподвижников». Герой знакомился с женщиной и девочкой, когда расследовал самоубийство их родственников.
2. «Хаги-траггер» (1994)
Это картина со странным названием – детище режиссера «Визита к Минотавру» Эльдора Уразбаева и будущего сценариста «Бедной Саши» Владимира Брагина. С жанровой точки зрения «Хаги-траггер» – скорее криминально-детективная драма, чем классический ужастик, но все же ее заглавный герой – типичный хоррорный персонаж. Фильм рассказывал о подаренной криминальному авторитету живой кукле со сверхъестественными способностями, которая выполняла «заказы» владельца, пока не выходила из-под контроля и не начинала свою смертельную игру. Роль создателя Хаги-траггера стала последней для Георгия Вицина.
3. «Жесть» (2006)
Российская вариация на популярную в Голливуде 1970-х тему «люди из большого города сталкиваются с психами из провинции», дебютная картина Дениса Нейманда (будущего постановщика сериала «Башня») рассказывала о журналистке, участвовавшей в охоте на сбежавшего из психбольницы маньяка. Когда девушка оказывалась в полузаброшенном дачном поселке, она быстро осознавала, что убивший нескольких подростков психопат – далеко не самый страшный субъект, с которым можно столкнуться в глубинке. К сценарию ленты приложил руку известный питерский актер и драматург Константин Мурзенко.
4. «Путевой обходчик» (2007)
Российский ответ западным лентам о подземных мутантах, «Путевой обходчик» отправляет своих героев в заброшенные туннели московского метро. Персонажи, которые только что ограбили банк и увели с собой нескольких заложников, надеются по туннелям уйти от милиции. Однако под землей их подстерегает куда более жуткое существо – сошедший с ума человек, пострадавший при аварии на Чернобыльской АЭС. Он очень не любит, когда по его владениям разгуливают чужие… Говорят, что после выхода картины ее режиссер Игорь Шавлак сбежал из России, чтобы не платить кредиторам (фильм не окупился в прокате). Тоже страшная история!
5. «Мертвые дочери» (2007)
«Если вы станете жертвой проклятия, вам нельзя будет в течение трех дней совершать плохих поступков. Наказание – смерть». Это была перспективная идея для хоррора о современных горожанах, которым очень трудно удержаться от дурных поступков. К сожалению, постановщик Павел Руминов «умучил» ее нарочито эксцентричным стилем, который сделал ленту скорее раздражающей, чем пугающей и заставляющей задуматься. Картина была эстетически связана с японскими хоррорами.
6. «С. С. Д.» (2008)
Маньяки, демоны, пионерские страшилки… И самое жуткое – реалити-шоу с Анфисой Чеховой в роли ведущей. Таковы ингредиенты одного из немногих «чистых» хорроров в нашем списке. Фильм Вадима Шмелева рассказывал о реалити-шоу в бывшем пионерлагере, которое сразу после начала превращалось в игру на выбывание под контролем загадочного и безжалостного «режиссера». Название ленты расшифровывалось как «Смерть советским детям» и «Страшилки советского детства».
7. «Юленька» (2009)
Приз за самый провокационный сюжет в нашем перечне принадлежит режиссеру комедии «Любовь-морковь» Александру Стриженову, который вслед за этой семейной лентой постановил хоррор-триллер о девочке, страдающей редким заболеванием. Юля выглядит как десятилетний ребенок, но физически и умственно развивается так быстро, что фактически является взрослой женщиной. Этот диссонанс делает ее коварным и жестоким социопатом-убийцей, готовым на все ради достижения маниакальных целей. Картину иногда сравнивают с вышедшей в том же году западной лентой «Дитя тьмы», но там речь шла о взрослой женщине, которая выдавала себя за ребенка.
8. «Шопинг-тур» (2013)
Европа – она такая непредсказуемая! Сегодня днем российским туристам все вежливо улыбаются, а завтра ночью их пытаются съесть. Потому что оказывается, что в спокойной Финляндии есть малоизвестный, но свято соблюдаемый обычай – убивать и пожирать чужаков в ночь на Ивана Купала. В этом публику пытался убедить малобюджетный комедийный хоррор Михаила Брашинского, снятый в стиле «найденная пленка». Картина, которая обошлась всего в 70 тысяч долларов, удостоилась нескольких фестивальных призов за постановочную и сценарную дерзость.
9. «Пиковая дама: Черный обряд» (2015)
Детские страшилки – естественный источник материала для хорроров, и очень странно, что российские режиссеры редко его используют. Станислав Подгаевский попытался это сделать в «Пиковой даме», но перегнул палку, собрав в одной истории все штампы западных мистических ужастиков. По крайней мере, он попытался и снял местами весьма пугающую ленту о подростках, которые, дурачась во время зимних посиделок, призвали потустороннего демона.
10. «Маршрут построен» (2016)
Почему не стоит покупать подозрительно дешевые подержанные машины? Потому что нелегко определить, какой у них скрытый дефект. Может быть, двигатель вот-вот взорвется, а может быть, в машине живет призрак убитой женщины. И этот призрак очень не любит, когда муж и жена у него на глазах ссорятся… В фильме Олега Асадулина ночное семейное путешествие на только что купленном автомобиле превращается в кошмар, потому что герои своей перепалкой «активируют» опасное привидение. Это один из лучших российских хорроров, вышедших за последние годы.