Кино – это в первую очередь визуальный ряд, который вместе с режиссером создает оператор-постановщик. Люди этой профессии играют огромную роль в работе над фильмом, но они почти всегда оказываются в тени постановщиков и актеров, и об их существовании вспоминают лишь во время награждений «Оскаром» и другими престижными кинопризами. Чтобы исправить эту несправедливость, вместе с порталом Film.ru мы вспомнили десять лучших современных операторов-постановщиков.
10. Мэттью Либатик
Филиппинец по происхождению, Мэттью Либатик родился в Нью-Йорке. Он провел вторую половину 1990-х, снимая видеоклипы, после чего стал постоянным сотрудником режиссера Даррена Аронофски. Вместе они создали такие ленты, как «Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Черный лебедь», «Ной». Также Либатик снял фильмы «Страна тигров», «Телефонная будка», «Готика», «Железный Человек», «Ковбои против пришельцев», «Руби Спаркс», «Голос улиц», «Чирак», «Финансовый монстр». «Черный лебедь» принес оператору-постановщику номинацию на «Оскар».
9. Роберт Элсвит
Американец Роберт Элсвит начал свою карьеру как оператор спецэффектов. В частности, он работал над пятым и шестым эпизодами «Звездных войн». В дальнейшем он стал оператором-постановщиком и трудился над такими лентами, как «Верняк», «Рука, качающая колыбель», «Ночи в стиле буги», «Завтра не умрет никогда», «Восемь миллиметров», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Доброй ночи и удачи», «Майкл Клейтон», «Город воров», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Эволюция Борна», «Миссия невыполнима: Племя изгоев». Драма Пола Томаса Андерсона «Нефть» принесла Элсвиту операторский «Оскар».
8. Уолли Пфистер
В последнее время американец Уолли Пфистер пытается сделать режиссерскую карьеру, но пока что он известен почти исключительно как оператор-постановщик. В 1980-х он работал в Вашингтоне оператором новостного телевидения и снимал в Конгрессе и Белом доме. Затем, поучаствовав в работе над художественным проектом, Пфистер решил переквалифицироваться. Он окончил киношколу и провел 1990-е, снимая малобюджетные хорроры. Наконец, режиссер Кристофер Нолан привлек его к работе над «Помни…», и в 2000-х Пфистер стал звездой своей профессии. Он снял такие ленты, как «Бессонница», «Ограбление по-итальянски», «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Темный Рыцарь», «Человек, который изменил все», «Темный Рыцарь: Возрождение легенды». «Начало» принесло ему операторский «Оскар».
7. Дариус Хонджи
Дариус Хонджи родился в Тегеране, в ирано-французской семье. Когда он был маленьким, родители перевезли его во Францию, и именно там Хонджи начал свою карьеру, после того как получил профессиональное образование в США. Его первой известной картиной стали «Деликатесы» Марка Каро и Жана Жене. Благодаря этому фильму Дэвид Финчер нанял Хонджи снимать «Семь», который до сих пор остается главным достижением иранца. Также на его счету «Город потерянных детей», «Эвита», «Чужой 4: Воскрешение», «Девятые врата», «Пляж», «Комната страха», «Мои черничные ночи», «Забавные игры», «Любовь». В последние годы Хонджи регулярно сотрудничает с Вуди Алленом.
6. Джон Толл
Американец Джон Толл начал работать в Голливуде в середине 1970-х как рядовой оператор. В частности, он был одним из операторов «Лица со шрамом» и «Инопланетянина». В конце 1980-х Толл перешел в операторы-постановщики, и вскоре после этого он подряд получил операторские «Оскары» за фильмы «Легенды осени» и «Храброе сердце». Его лучшей работой, впрочем, считается «Тонкая красная линия». Также он снял картины «Почти знаменит», «Ванильное небо», «Последний самурай», «Прощай, детка, прощай», «Солдаты неудачи», «Меняющие реальность», «Железный Человек 3», «Восхождение Юпитер» и телесериал «Восьмое чувство».
5. Януш Камински
Януш Камински родился в Польше и эмигрировал в США в 1981 году, когда ему был 21 год. Получив американское кинообразование, Камински снял несколько третьестепенных лент, после чего его «открыл» Стивен Спилберг. Мэтр нанял Камински для работы над «Списком Шиндлера», и с тех пор они постоянно сотрудничают. В частности, они вместе создали картины «Амистад», «Спасти рядового Райана», «Искусственный разум», «Особое мнение», «Терминал», «Война миров», «Мюнхен», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Линкольн», «Шпионский мост». «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана» принесли Камински операторские «Оскары».
4. Кристофер Дойл
Кристофер Дойл родился и вырос в Австралии. В 18 лет он покинул родной Сидней и отправился странствовать по миру. Со временем он осел в Гонконге, выучил основные диалекты китайского языка и в начале 1980-х начал работать оператором-постановщиком в китайском кино. До середины 2000-х Дойл был наиболее известен как постоянный сотрудник Вонга Кар-вая, сейчас он работает над фильмами самых разных стран, от Чили до Филиппин. В фильмографии мастера такие картины, как «Чунгкинский экспресс», «Падшие ангелы», «Психо», «Любовное настроение», «Тихий американец», «Герой», «Девушка из воды», «Предел контроля», «Истерзанный». Дойл был визуальным консультантом знаменитой «Двойной рокировки». Он удостоен шести наград Гонконгского кинообщества (гонконгский «Оскар»).
3. Роберт Ричардсон
Американец Роберт Ричардсон дебютировал в игровом кино как оператор «Кошмара на улице Вязов». После этого он несколько лет работал документалистом в Латинской Америке. Снимая в Сальвадоре, Ричардсон познакомился с режиссером Оливером Стоуном, и тот нанял его для съемок своей ленты «Сальвадор». Их следующая совместная работа «Взвод» принесла Ричардсону его первую номинацию на операторский «Оскар». В дальнейшем оператор-постановщик удостоился «Оскаров» за фильмы «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Авиатор» и «Хранитель времени». Ричардсон снял такие знаменитые картины, как «Уолл-стрит», «Несколько хороших парней», «Прирожденные убийцы», «Плутовство», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка».
2. Эммануэль Любецки
Мексиканский оператор Эммануэль Любецки по прозвищу Чиво («Козлик») во время учебы в киношколе познакомился с будущими режиссерами Альфонсо Куароном и Алехандро Гонсалесом Иньярриту, благодаря которым он смог выбраться на мировой простор. Впрочем, североамериканцам не понадобилось много времени, чтобы оценить талант мексиканского оператора. Его стали активно задействовать в Голливуде в середине 1990-х – всего через пять лет после начала профессиональной карьеры Любецки в Мексике. Он работал над такими лентами, как «Любовь во время истерии», «Реальность кусается», «Большие надежды», «Сонная лощина», «И твою маму тоже», «Али», «Новый Свет», «Дитя человеческое», «Древо жизни». Его самые свежие картины «Гравитация», «Бёрдмен» и «Выживший» принесли ему три операторских «Оскара» подряд. Это уникальное достижение в истории награды. Также на счету Любецки пять номинаций на «Оскар».
1. Роджер Дикинс
Чарльз Диккенс был одним из величайших британских писателей, а англичанина Роджера Дикинса по праву называют лучшим нынешним оператором-постановщиком. Он не сразу пришел в художественное кино. Первые годы своей карьеры он провел как оператор-документалист, рискуя жизнью в воюющих африканских государствах. Затем Дикинс в начале 1980-х увлекся видеоклипами и лишь после этого начал использовать весь свой разнообразный опыт как оператор игрового кино. Сейчас в его послужном списке 13 номинаций на операторский «Оскар», причем за такие принципиально разные фильмы, как «Побег из Шоушенка», «Фарго», «Кундун», «Человек, которого не было», «Чтец», «Железная хватка», «007: Координаты “Скайфолл”» и «Убийца». Дикинс с равным блеском снимает камерные артхаусные ленты и эпические блокбастеры, и он еще успевает консультировать создателей голливудских мультфильмов («ВАЛЛ-И», «Как приручить дракона», «Ранго»). В 2011 году Американское общество кинооператоров присудило ему награду за вклад в искусство.