Кино и магия – понятия нераздельные. Кино недаром называют «фабрикой грез», сложно представить себе что-то такое, что невозможно было бы реализовать на экране. И все же есть определенная область, в которой кинематограф не слишком силен, – это, как ни странно, фокусы. Есть множество фильмов об иллюзионистах и фокусниках, но редкие трюки из этих картин запоминаются на годы. Все дело в том, что по-настоящему впечатляющую иллюзию в кино показать непросто, зритель должен поверить в подлинное чудо там, где чудом является каждая секунда. И все-таки несколько заметных фокусов на экране реализовать удалось. Вместе с порталом Film.ru мы предлагаем вспомнить несколько наиболее запоминающихся экранных фокусов.
Исчезающая леди – «Исчезновение дамы в театре Робер-Уден» (1986)
Великолепный Жорж Мельес известен не только как один из первооткрывателей «кинематографических земель», но и как страстный экспериментатор и изобретатель. Его методы работы с актерами, декорациями, пленкой во многом стали предтечей будущих законов кино. Например, в минутной короткометражке «Исчезновение дамы» можно наблюдать первые эксперименты с монтажом – во время съемок «трюка» с леди камера просто останавливалась, Мельес (а именно он исполняет роль фокусника) замирал, женщина спешно выбегала из кадра, и камера снова запускалась. Эффект на зрителей конца XIX века оказывался невообразимый – леди исчезала и появлялась по мановению волшебства. Сегодня подобный фильм может снять любой школьник на простой смартфон.
Побег из смирительной рубашки – «Гудини» (1953)
Кинематограф никак не мог обойти стороной истории величайших иллюзионистов прошлого и настоящего, именно поэтому знаменитому фокуснику Гарри Гудини посвящено столько фильмов и сериалов. Первым и по-прежнему наиболее успешным байопиком Гудини стал одноименный фильм, в котором ведущую роль исполнил Тони Кертис. Пересматривать ленту можно бесконечно, но мы предлагаем вам лишь небольшой фрагмент, изображающий фирменный трюк Гарри – освобождение из пут смирительной рубашки. Умение Гудини выпутываться из любых оков многократно объяснено его биографами, но в кино это по-прежнему смотрится впечатляюще. Даже в таком простом варианте, как у Джорджа Маршалла.
Карточные трюки – «Афера» (1973)
Картина Джорджа Роя Хилла – классика во всех ее проявлениях. Это и жанровый образец криминального фильма, и один из лучших примеров бадди-муви, музыкальная тема из картины известна каждому, а актерский тандем Пола Ньюмана и Роберта Редфорда, безусловно, находится здесь в лучшей своей форме. Лента полна забавных трюков, ведь главные герои – мошенники, промышляющие в поездах и обирающие незадачливых, а порой и весьма подготовленных попутчиков. Чтобы оценить масштаб некоторых уловок, нужно смотреть весь фильм, но для оценки способностей Ньюмана ловко манипулировать картами достаточно и этого небольшого фрагмента. Следите за руками.
Появление Свана – «Повелитель иллюзий» (1995)
В ряду «Восставшего из ада», «Кэндимэна», «Полуночного экспресса» и «Ночного народа» картина знаменитого Клайва Баркера «Повелитель иллюзий», возможно, и выглядит чуть менее ярко, но для поклонников классических хорроров этот фильм остается значительной вехой. Не в последнюю очередь благодаря красочным сценам выступления иллюзиониста Филиппа Свана – впечатляющее шоу переполнено зловещими ритуалами и пугающими сценами. Чего стоит одно лишь эффектное появление мага на сцене – ассистенты вывозят под свет софитов капсулу со скелетом, наполняют ее волшебной пылью, и вуаля – перед вами маг и чародей Филипп Сван!
Апельсиновое дерево – «Иллюзионист» (2006)
Картина Нила Бергера «Иллюзионист» лишь прикрывается звучным названием – на деле в картине куда больше драмы и романтики, чем фокусов и мистических превращений. И все же без демонстрации умений таинственного мистера Айзенхайма картина обойтись не могла. Впечатляющая сцена с апельсиновым семечком, вырастающим в полноценный куст, дающий плоды, не оставляет равнодушным требовательный зрительский зал. Мы тоже готовы аплодировать герою Эдварда Нортона, особенно в свете того, что этот трюк действительно демонстрировался публике в XIX веке тем самым Робер-Уденом, которого мы уже упоминали в связи с картиной Мельеса.
Две двери – «Престиж» (2006)
Одна из лучших современных картин об иллюзионистах – «Престиж» Кристофера Нолана – на долгие годы установила высочайшую планку не только в изображении на экране трюков, но и в драматической составляющей погони за любовью зрителей и преклонением публики. Схватка персонажей Хью Джекмана и Кристиана Бэйла дарит зрителям множество впечатляющих сцен, будоражащих воображение, а объяснение трюков сводит с ума. Как вам, к примеру, фокус с перемещением героя Хью Джекмана между двумя дверями с фантастической скоростью? Секрет этой магической телепортации вы узнаете, посмотрев картину, – фокус изящный, но вполне осуществимый при должном желании.
Четыре туза – «Братья Блум» (2008)
Карточные фокусы – нередкие гости в кино. Их достаточно легко снимать, а эффект они производят достаточный для того, чтобы увлечь зрителей. Удивить здесь, кажется, уже нечем, однако даже самые незамысловатые манипуляции колодой смотрятся увлекательнее, если их производит женщина. Криминальная комедия Райана Джонсона хороша именно тем, что Марк Руффало и Эдриен Броуди не тянут одеяло на себя, а позволяют Рэйчел Вайс блистать на своем фоне. В ее исполнении фокус с четырьмя тузами выглядит не простой безделицей, а началом большой истории, в которой зрителя ждут самые неожиданные повороты.
Исчезающий карандаш – «Темный рыцарь» (2008)
Не побоимся предположить, что у каждого из вас есть какой-нибудь небольшой фокус или трюк, которым вы владеете в совершенстве и готовы исполнить в момент, когда вам отчаянно нужно привлечь к себе внимание. Имеется подобный и в арсенале Джокера, антагониста Бэтмена из картины «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Правда, быть его ассистентом в момент исполнения фокуса с исчезающим карандашом мы не пожелаем никому – помощники у Джокера какие-то одноразовые. Хотя фокус, это глупо отрицать, впечатляющий. А главное – внимание сразу же переключается на его автора. И лучше такого «фокусника» не перебивать – кто знает, что еще есть в его арсенале.
Сверло в голове – «Невероятный Берт Уандерстоун» (2013)
Если к фокусам и иллюзии относиться со всей серьезностью, то можно сойти с ума. Чтобы как-то разрядить обстановку, докрасна накаленную предыдущими драматическими картинами, предлагаем отвлечься на не самую удачную, но достаточно веселую комедию «Невероятный Берт Уандерстоун». Увы, впечатляющий актерский состав, в который вошли Стив Кэрелл, Джим Керри и Стив Бушеми, не спас картину от кассового провала, однако лента эта просто так из памяти у вас не сотрется. Хотя бы потому, что кое-какие трюки из нее сверлом проникают в самый мозг. Не очень умно, но весело и чуть пугающе – Джим Керри, просверливающий себе висок.
Карта-небоскреб – «Иллюзия обмана» (2013)
У скромных карточных фокусов много поклонников в большой степени из-за того, что для магии с колодой не нужны специальные приспособления и помощники. Однако простых карт достаточно только тогда, когда ты любитель, профессионалам необходим размах, воздух, объем. Герои «Иллюзии обмана» Луи Летерье имеют много хитрых трюков в своем арсенале, но чтобы привлечь внимание зрителя с первого кадра, нужно зрелище действительно впечатляющее. Дэниел Атлас, герой Джесси Айзенберга, в открывающей сцене картины делает вас частью своего трюка. Признайтесь, вы ведь тоже загадали бубновую семерку?