Автор:
27 апреля 2017 07:44
Метки:
кино
фильм
65481
11
Наметанный глаз зрителя сегодня легко отличит, где режиссеры и продюсеры современных блокбастеров поднапряглись и выстроили достойную съемочную площадку с использованием обширной массовки и живых каскадерских трюков, а где сэкономили и заменили живой сет набором компьютерных спецэффектов. Но как бы ни упрощали и ни удешевляли производство фильмов миниатюры, проекции, нарисованные задники и компьютерные спецэффекты, у кино, снятого в реальных декорациях, с применением полноразмерных машин, поездов и вертолетов, всегда будет преимущество – оно смотрится живее.
Вот только живость эта стоит немалых средств и нервов, порой для одной-единственной сцены приходится идти на невероятные траты, при том что нет никакой гарантии, что все получится, тогда когда повторить трюк возможности уже не будет. И все же смельчаки и транжиры находятся – вместе с порталом Film.ru мы вспомнили десяток наиболее впечатляющих сцен, для которых авторам приходилось мобилизовать невероятные силы. Но именно такая смелость делает кино ни с чем не сравнимым зрелищем.
0
Крушение поезда в «Генерале» (1926)
Бюджет военной комедии Бастера Китона «Генерал» сегодня вызывает улыбку, вот только нужно помнить о том, что 42 тысячи долларов тогда и сейчас – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Для 1926 года это были весьма внушительные деньги, а картина о паровозной погоне стала самой дорогостоящей для эпохи немого кино. А все потому, что Китон за 75 лет до Майкла Бэя понял простую истину: «Если вы хотите снять действительно зрелищное кино, в кадре все должно бежать, лететь, гореть и взрываться!» Дабы соответствовать собственным убеждениям, Китон в финальной сцене утопил настоящий раритетный паровоз, специально для одного кадра приобретенный в местном депо. Это не миниатюры и не анимация – все реально, у съемочной группы был всего один дубль, и, к счастью, все прошло, как задумано – паровоз рухнул с моста в пропасть весьма артистично. Съемки не могли не привлечь местных жителей, поэтому в момент падения поезда рядом с камерой находилось множество зевак, в ответственный момент истошно завопивших. Правда, здорово, что фильм немой?
Арена в «Бен-Гуре» (1959)
Пеплум Уильяма Уайлера «Бен-Гур» в 1960-м недаром был отмечен рекордным количеством «Оскаров», картина и впрямь получилась впечатляюще масштабной и более чем драматичной. И хотя сегодня лента выглядит несколько архаичной, знаменитые гонки на колесницах остаются непревзойденным примером головокружительной отваги и безумных финансовых затрат. Начнем с того, что на момент выхода «Бен-Гура» в прокат арена сбыла самой большой декорацией, построенной для съемок фильма, и занимала она площадь в 18 гектаров. Для строительства арены было привлечено свыше тысячи работников, а 450-метровый трек засыпали 36 тысячами тонн песка, специально доставленного из Мексики вереницей грузовиков. Далее, для съемок было привлечено 82 лошади. Хотя непосредственно в гонке использовалось только 36, времена были такие, что о бережном отношении к животным речи не было, травмированных скакунов моментально заменяли. Наконец, более восьми тысяч человек исполнили роли зрителей на трибунах грандиозного сооружения – Уайлер посчитал пустой тратой времени пересадку толпы под нужный ракурс, а потому просто заполнил строение людьми до отказа.
Напалм в «Апокалипсисе сегодня» (1979)
Гением быть хорошо – стоит проявить однажды свою необыкновенную одаренность, и все двери перед тобой будут открыты на много лет вперед. Своим «Крестным отцом» Фрэнсис Форд Коппола заслужил безраздельное доверие многих сильных мира сего, а потому на съемки «Апокалипсиса сегодня» ему был дан полный карт-бланш и такие средства, что он мог затеять собственную вьетнамскую войну. Но на съемки Коппола отправился не во Вьетнам, а на близлежащие Филиппины, где благодушное руководство страны выделило режиссеру небольшой тропический остров и внушительное подразделение собственной армии. И Коппола разошелся не на шутку – для знаменитой сцены полета своих «Валькирий» он сжег несколько акров местного леса, вертолеты поливали джунгли настоящим бензином! Попробуйте представить себе такие съемки сегодня – «зеленые» разорвут вас живьем! А здесь мало того, что съемочная группа уничтожала лес, так еще и с использованием настоящих боевых вертолетов филиппинской армии – такой вот пацифистский посыл.
Падение машины в «Братьях Блюз» (1980)
Музыкальная комедия Джона Лэндиса «Братья Блюз» вообще не должна была появиться на свет, слишком уж многое было против нее: разросшийся бюджет, расползшийся до неприличия съемочный период, регулярные стычки на съемочной площадке и, конечно, кокаиновая зависимость Джона Белуши («Братья» – единственный фильм в истории, в официальную смету которого была внесена строка с затратами на «порошок»). Тем не менее худо-бедно фильм удалось доснять и выпустить в прокат – больше того, он стал кинотеатральным хитом. Не в последнюю очередь благодаря смелым решениям Лэндиса. Чего стоит одна только сброшенная с чикагских небес машина преследующих братьев нацистов! Для съемок этого крохотного 20-секундного эпизода Лэндис нанял вертолет, который поднял Ford Pinto на высоту 360 метров и сбросил над одним из пустырей в районе порта. Удивительно то, что проделать этот трюк позволили спасательные службы и мэрия города – Чикаго славится своими ветрами, и летящее авто могло снести куда угодно. По счастью, все прошло успешно, и машина разбилась всмятку ровно там, где ее ждала камера оператора.
Змеи в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)
Это сегодня мы все отлично знаем, что Индиана Джонс недолюбливает змей, а в первом фильме франшизы авторам нужно было эту нелюбовь продемонстрировать так, чтобы змеи впечатлили каждого зрителя. Что же, сцена с ползучими тварями получилась весьма пугающей – Инди оказался в египетской гробнице в компании с тысячами шипящих пресмыкающихся, причем Спилберг решил произвести сногсшибательный эффект и засыпать в декорации максимум змей: по одним источникам, их было шесть тысяч, а по другим – целых девять! Причем сначала их просто свалили в одну кучу и только потом догадались отделить ядовитых от обычных, хоть и кусачих ужиков. В результате получился знаменитый киноляп, в котором мы можем увидеть отражение Харрисона Форда на стекле, отделяющем его героя от разъяренной кобры. И все же отделены от остальных были лишь несколько сотен, по остальным змеям актерам и съемочной группе приходилось буквально ходить.
Похороны в «Ганди» (1982)
Сложно остаться равнодушным при виде огромной похоронной процессии, которая провожает в последний путь легендарного Махатму Ганди после его смерти в результате покушения, продемонстрированной в биографической драме Ричарда Аттенборо «Ганди». Придирчивый зритель привычно начнет искать подвох и обман, но будет разочарован – режиссер к воссозданию эпического момента подошел «топорно» и просто согнал гигантскую массовку. Историки утверждают, что на похоронах Ганди присутствовало свыше миллиона человек, и Аттенборо пришлось постараться, чтобы воссоздать грандиозное шествие. Для начала три тысячи человек были обучены маршировать – их отправили изображать отряды индийских военных. Затем 98 тысяч человек получили указания, как вести себя, чтобы выглядеть в кадре не просто толпой, а скорбящими гражданами. И еще 250 тысяч человек остались на дальнем плане без специальных распоряжений, просто для красивой картинки. Окончательное число статистов точно никто уже не укажет, но цифра в 350-400 тысяч в любом случае является рекордной в истории кино.
Взятие города в «Цельнометаллической оболочке» (1987)
Впечатляющую сцену атаки американских солдат в городе, кишащем вьетконговцами, для своей «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрик предпочел снимать не где-то в Юго-Восточной Азии, что было бы логично, а в пригороде Лондона, на территории заброшенного завода, корпуса которого подлежали сносу. За несколько недель до начала съемок на объект был отправлен «десант» рабочих, которые, с одной стороны, привели оставшиеся здания к архитектурному стилю, схожему с вьетнамским, а с другой – кувалдами нанесли на стенах следы многомесячных артиллеристских, минометных и автоматных обстрелов. В какой-то момент Кубрик хотел пару построек просто взорвать, но тут воспротивилась британская армия, занятая охраной объекта и подготовкой пиротехники, – план был слишком опасным даже для Кубрика. В результате режиссер и генералы сошлись на том, что стены здания были нашпигованы полутора тысячами зарядов, которые и изобразили шквальный огонь американских морпехов. Правда, легко военным отделаться не удалось – в своем привычном стиле Кубрик настоял на таком количестве дублей, что съемки сцены растянулись почти на месяц.
Автострада в «Матрица: Перезагрузка» (2003)
Долгожданное продолжение культовой «Матрицы» вряд ли может похвастать таким же эффектом, какой произвел на зрителей оригинальный фильм, но кое-чем может гордиться и «Перезагрузка» – например, впечатляющей сценой погони. И хотя лихо отснятый эффектный эпизод переполнен графикой и компьютерными спецэффектами, полностью «нарисовать» этот кусок было невозможно. И Вачовски построили собственную автостраду! На военно-морской базе в Калифорнии было выстроено 2,5 километра автодороги с несколькими съездами и шестиметровой стеной вокруг, прежде всего призванной убрать из кадра силуэт Сан-Франциско, слишком сильно бросавшийся в глаза. Кроме того, каскадеры и съемочная группа использовали настоящие автомобили – компания General Motors пожертвовала Вачовски более ста экземпляров машин различных марок, которые режиссеры с размахом и вкусом красочно уничтожили.
Взрыв больницы в «Темном рыцаре» (2008)
«Темный рыцарь» – картина, установившая высочайшую планку не только в экранизациях комиксов, это образцовая драма и экшен, заслуживающий всяческих похвал. И сколько бы мы ни хвалили за блестящую работу Хита Леджера, Кристиана Бэйла и Аарона Экхарта, без умения Кристофера Нолана удивить зрителя ничего бы не получилось. И Нолан расстарался – взял, например, и построил целый больничный корпус только для того, чтобы пышно его разрушить. Подрыв такой конструкции требовал самой тщательной подготовки, не говоря о том, что продюсерам и постановщику пришлось пройти все круги ада, чтобы получить на него разрешение. В итоге у Нолана все было просчитано до сотых долей секунд – второго шанса взорвать такую огромную конструкцию не было. И это разрушает один из самых красивых мифов о «Темном рыцаре». В сцене взрыва Джокер несколько раз нажимает на пульт, но с зарядами ничего не происходит – считается, что это вынужденная импровизация Леджера, мол, один из зарядов не сработал. На самом деле, и об этом говорит сам Нолан, все было придумано и отрепетировано заранее, актер просто умело исполнил указания постановщика.
Поезд в «Начале» (2010)
Кристофер Нолан – один из немногих современных режиссеров, которые до сих пор в большей степени доверяют «живым» декорациям, нежели компьютерным эффектам, и именно поэтому каждый новый его фильм становится подлинным событием. И причина такой любви к старомодным способам съемки кроется в любви к кино, Нолан действительно считает, что живые декорации впечатляют на большом экране сильнее любой графики. К счастью, у этого режиссера хватает умения, авторитета и средств на то, чтобы воплощать свои самые смелые идеи, например, запустить по улицам города настоящий поезд. Да, знаменитая сцена из «Начала» снята с участием настоящего локомотива. И машины поезд сокрушает самые настоящие. Единственное, что пришлось нарисовать специалистам по CGI, – это разрушающийся под колесами асфальт, все-таки для съемок сцены поезд пустили по специально установленным рельсам. Остальное – настоящая магия живого кино.
Источник:
www.film.ru