Принципы интегративной терапии и основные симптомы-мишени

Энциклопедия здоровья

Специальные методики в работе пострадавшими от сексуального насилия Специфические методики в работе с пострадавшими от сексуального насилия часто опираются на положения артпсихотерапии. Н. Д. Ярославцева (1990) в групповой работе с пострадавшими предлагает использовать написание письма и рисование на время.

Члены группы в ограниченное время переносят на бумагу любые мысли и замечания или продуцируют их визуальное воплощение.

Им запрещается делать исправления во время работы и позже как-либо комментировать содержание, с которым их добровольно знакомят другие члены группы («отраженное слушание»). Можно выделить использование миниатюр-масок в группе детей, когда в прямой или метафорической форме пациенты отображают свое прошлое и произошедшие события (Ярославцева Н. Д., 1996).

, применение игровой психотерапии, когда ребенок на специально приготовленных куклах показывает то, о чем не может говорить словами.

В данном случае психотерапевтический эффект реализуется через сублимирование страха и беспомощности перед насилием.

Креативность имеет главенствующую роль в поэтической психотерапии сексуального насилия (Маршалл Ш., Кибер К., 1995), которая помогает пострадавшей от насилия в поэтической форме выразить (сублимировать) свои чувства и отношение к происходящему.

При фассилитирующем действии терапевта подросток реализует фрустрированные эмоции или использует для этого уже имеющиеся поэтические формы. «Терапия социальным действием» (Ходырева Н„ 1996) настраивает пострадавших на переориентацию собственной жизни через активное участие в работе социальных институтов.

Жертва сексуального насилия, продвигаясь по «социальной лестнице», вновь осознает собственную значимость, личностно «перерастает» существующую проблему. В работе с пострадавшими от сексуального насилия предлагается (Harris G. M., 1993) использовать и гипнотерапию.

Гипнотерапия помогает жертве насилия преодолеть растерянность и чувство беспомощности, психологически преодолеть подавленность, возникающую в результате множественных травматических воспоминаний. Гипнотическая психодрама (Interview, S. Moore, 1990, цит. по Herman H. L., 1992) позволяет пострадавшим от сексуального насилия при помощи специфической формулы внушения регрессировать в собственных воспоминаниях до уровня травматических.

При этом травматическое воспоминание об изнасиловании в состоянии гипноза должно быть «обеднено» переживаниями или удалено из памяти до тех пор, пока сознание не будет в состоянии его воспринять. Однако существует и другая, наиболее распространенная точка зрения (Smith W. H., 1995.

, Putnam F. W. and others, 1995), показывающая преимущество симптоматической гипнотерапии применительно к пострадавшим от сексуального насилия.

В формулу внушения авторы предлагают включать традиционные установки на уравновешенность, спокойствие, непринужденность, преодоление подавленности, приятия собственной личности.

Представленная выше феноменологическая модель травмы с очевидностью указывает на необходимость применения методов экстренной и личностно-ориентированной психотерапии, направленной на реинтеграцию тех качеств, которые пострадали вследствие насилия.

В соответствии с этими положениями краткосрочная интегративная терапия (Бараш Б. А., 1992), по нашему мнению, является наиболее релевантной формой помощи пострадавшим от насилия.