Блокирование зависит от состояния двигательного сегмента, который подчиняется всем иерархически организованным уровням центральной нервной системы. Функция двигательного сегмента позвоночника обусловлена генетически организованными уровнями центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, гуморально-гормональной системы, генетически закрепленными двигательными стереотипами, тесно связанными со всеми системами человеческого организма, в том числе и с внутренними органами. Нарушение на любом уровне может повлечь за собой функциональную блокаду данного двигательного сегмента.
Функциональная блокада — это обратимое ограничение подвижности двигательного сегмента позвоночника в результате изменения взаиморасположения внутрисуставных соединительнотканных элементов в связи с рефлекторной околосуставной миофиксацией.
Уменьшение подвижности блокированного сустава немедленно сказывается на остальной двигательной системе, особенно на конечностях, и проявляется клинически. На многозвеньевом позвоночнике (54 межпозвонковых сустава, включая суставы головы и крестцово-подвздошные суставы) выпадение движения в одном или паре суставов может остаться незамеченным.
Это связано и с тем, что при постепенном развитии дегенеративно-дистрофических процессов в межпозвоночных дисках в результате перераспределения статико-динамических нагрузок в разных двигательных сегментах позвоночного столба болезненные явления в позвоночнике могут продолжаться годами и даже десятилетиями, иногда в легкой степени, а иногда и с периодами полного отсутствия болей. Цена же компенсирующих усилий — перегрузка или аномальная нагрузка компенсирующих участков.
Мы знаем, что при развитии функциональных блокад или повышенной подвижности в каких-то двигательных сегментах позвоночник как целостный орган для поддержания своей стабильности и восстановления функции может включать компенсаторные механизмы в виде функциональных блокад на других уровнях, прежде всего на так называемых ключевых зонах: шейно-затылочном, шейно-грудном и пояснично-крестцовом переходах.
При блокировании же ключевых регионов позвоночника их функции невозможно перенести на соседние области. Поэтому они претерпевают изменения и становятся патологическими.
В нижней части шейного отдела позвоночника наиболее часто возникает остеохондроз.
Причина, очевидно, заключается в том, что при блокировании ротации атланта относительно позвонка С2 остальная часть шейного отдела должна компенсировать эту ротацию, а она к этому мало приспособлена, что и ведет к ее функциональной перегрузке. Функция и трофика тесно связаны друг с другом.
При длительной обездвиженности не только появляется диффузная атрофия мышц, прилегающих к позвонкам, но и усиливается декальцинация костей. Сначала в соседнем с блокированным позвонком сегменте развивается компенсаторная гипермобильность, а затем там возникают остеофиты — отражение тканевой реакции на повышенное механическое раздражение.
Остеофиты расширяют опорную поверхность тела позвонка и этим стабилизируют позвоночник там, где он расшатан из-за компенсирующей гипермобильности. Сами по себе дегенеративные изменения независимо от их связи с функциональными нарушениями еще не являются клиническим заболеванием, однако они увеличивают предрасположенность позвоночника к дополнительному повреждению.
На фоне остеохондрозных изменений облегчается нарушение функций позвоночника (блокирование), которое ведет к декомпенсации, поскольку позвоночник становится менее приспособленным к компенсаторным процессам. Последствия его травмы в таком состоянии тем тяжелее, чем больше уже имеющихся дегенеративных изменений.
Таким образом, сами дегенеративные изменения, являясь следствием нарушенной функции, в то же время служат фактором, способствующим дальнейшему функциональному нарушению. Следующее возможное осложнение дегенеративных изменений — грыжа межпозвоночного диска.
Грыжа диска может протекать клинически латентно. Возникновение функциональных нарушений в большинстве случаев острого блокирования клинически часто проявляется в виде корешкового синдрома.
Нарушение функции межпозвоночных дисков при их уплощении обычно сопровождается сдвигом замыкательных пластинок и последующими реактивными изменениями в них. Кроме того, слабость фиброзного кольца межпозвоночного диска может приводить к сдвигу передней или задней части тела позвонка с последующей деформацией межпозвоночного отверстия. Изменения в задней части позвоночника могут влиять на межпозвоночные диски и задние продольные связки, что и происходит при спондилезе и спондилолистезе.
Следует отметить, что функциональные блокады с последующими органическими (дистрофическими) изменениями чаще всего возникают в наиболее уязвимых местах позвоночного столба — в области перехода одного отдела в другой: это краниовертебральный переход, первикоторакальный, торако-люмбальный, люмбосакральный и сакроилиакальный.