100 лучших Советских фильмов (II часть)

Кино

 

Лучшие фильмы советских режиссёров и интересные факты об их съёмках.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

26. Спортлото-82 1982 г. реж. Леонид Гайдай 55,2 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8.122)

* Игровая комбинация, выбранная героиней фильма (1,2,3,4,5,6), была представлена зрителю, как «самая редкая» или «невероятная». На самом деле, с точки зрения комбинаторики, эта комбинация такая же обычная, как и любая другая, она имеет такие же шансы на выпадение, как и любая другая комбинация.
* Большой прямоугольный камень, который обходит Сан Саныч и орех, с которого Никулин бросался грушами («Орех Никулина») из другого фильма Гайдая — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»; находятся на расстоянии нескольких метров друг от друга.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

26. Сильные духом 1967 г. реж. Виктор Георгиев 55,2 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,107)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

27. Женщина, которая поет 1978 г. реж. Александр Орлов 54,9 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 6,027)

* Не смотря на то, что по итогам конкурса, проводимого журналом «Советский экран», Алла Пугачёва была названа лучшей актрисой года — сам фильм занял лишь 53 место по зрительскому голосованию в номинации на лучший советский фильм 1978 года.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

28. Неуловимые мстители 1966 г. реж. Эдмонд Кеосаян 54,5 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,953)

* Фильм снят по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята».
* По этой же повести в 1923 году режиссер Иван Перестиани снял немой фильм «Красные дьяволята». Сценарий к картине написал сам автор — Павел Бляхин.
* Музыка к этому кинофильму стала последней работой композитора Бориса Андреевича Мокроусова.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

29. Трактир на Пятницкой 1977 г. реж. Александр Файнциммер 54,1 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,524)

* В основу фильма был положен остросюжетный роман известного советского автора детективных и шпионских произведений Николая Леонова «Ждите моего звонка», который впоследствии был переименован в «Трактир на Пятницкой». Сценарий картины был создан самим писателем. Поставил фильм режиссер Александр Файнциммер, известный любителям кино как создатель лент «Поручик Киже», «Танкер «Дербент»», «Котовский», «За тех, кто в море», «У них есть Родина», «Овод» (1955), «Девушка с гитарой», «Без права на ошибку».
* Большинство актеров, исполнивших главные роли, ко времени съемок в «Трактире на Пятницкой» уже были хорошо знакомы зрителям — Лев Прыгунов («Увольнение на берег», «Мне двадцать лет», «Рожденная революцией»), Виктор Перевалов («Старая, старая сказка», «Республика ШКИД», «Балтийское небо»), Тамара Семина («Два Федора», «Воскресенье», «Вечный зов»), Геннадий Корольков («Три дня Виктора Чернышева», «Тени исчезают в полдень», «Черный принц»), стремительно набиравший популярность после роли Жюльена Сореля в «Красном и черном» Николай Еременко младший.
* Для Александра Галибина роль Пашки-Америки стала вторым появлением на большом экране и первой крупной работой в кино, принесшей ему известность. Главного злодея фильма, бандита Серого сыграл выпускник студии при ленинградском Театре имени Ленсовета Константин Григорьев. Широкой аудитории Григорьев стал известен в 1975 году, после роли капитана Федотова в драме Никиты Михалкова «Раба любви». Участие в съемках «Трактира на Пятницкой» и «Транссибирского экспресса» утвердило его репутацию талантливого и универсального актера.
* Большая часть съемок фильма проходила в Москве. О трактире, который согласно названию книги, находился на улице Пятницкой, у Леонова написано: «Трактир находился в полуподвале старого дома. К тяжелой дубовой двери вели три щербатые ступеньки. На стене старого четырехэтажного дома красовалась вывеска «Ресторан «Встреча»», но никто в округе такого ресторана не знал, заведение было известно как трактир «Три ступеньки»»
* Снимали же здание трактира на Большой Ордынке, на территории подворья Малоярославецкого Никольского монастыря. В кадре можно увидеть уголки старой Москвы, многие из которых сильно изменили свой облик, а некоторые были навсегда утрачены — Новодевичий монастырь, Рижский вокзал до реконструкции, Ванный домик у Елизаветинского пруда в Нескучном саду, Пушкинскую и Садовническую набережные, Варварку и Гончарную улицу, Большой Ватин и Калашный переулки. Эпизоды с торговыми рядами, где промышлял воровством Пашка-Америка, снимали в Ростове Великом, неподалеку от Ростовского кремля.
* — Николай Леонов десять лет отдал оперативной работе в Московском уголовном розыске и во многих своих произведениях он использовал те или иные факты, с которыми сталкивался по роду своей деятельности. Так, карманник Пашка-Америка из «Трактира на Пятницкой» носит имя и прозвище реального преступника — Павла Андреева. Настоящий Пашка-Америка орудовал в столице в 1940-е годы и был не относительно безобидным карманным вором, а убийцей и грабителем. Андрееву была посвящена одна из передач документального цикла «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. — Песня «Господа офицеры» написана бардом, поэтом и композитором Александром Дольским. — Романс «Не говорите мне о нем» звучит в исполнении Жанны Бичевской, а в озвучивании фильма принимал участие Олег Басилашвили. — В 1920-е годы большинство московских улиц было выложено брусчаткой, тогда как в кадре часто можно увидеть заасфальтированные улицы с нанесенной на проезжую часть дорожной разметкой.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

30. Петровка, 38 1980 г. реж. Борис Григорьев 53,4 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,161)

* Фильм снят по одноименной повести Юлиана Семенова.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

31. Офицеры 1971 г. реж. Владимир Роговой 53,4 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,455

* На роль Ивана Варравы пробовались: Олег Ефремов, Александр Белявский, Александр Лазарев, Евгений Киндинов, Валентин Гафт, Николай Олялин, Юрий Каморный, Олег Янковский, Виктор Зозулин, Георгий Мартынюк, Рогволд Суховерко, Иван Миколайчук, Виталий Коняев, Леонид Зверинцев, Леонид Неведомский, Степан Олексенко.
* На роль Алексея Трофимова пробовались: Георгий Бурков, Геннадий Сайфулин, Алексей Эйбоженко, Николай Рыбников, Анатолий Ромашин, Михаил Ножкин, Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Армен Джигарханян, Родион Нахапетов, Лев Круглый, Спартак Мишулин, Александр Леньков, Владимир Высоцкий, Юрий Назаров, Лев Прыгунов, Василий Шукшин, Николай Губенко, Анатолий Кузнецов.
* В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.
* Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Варравы, на самом деле снималась возле входа в Химический факультет МГУ.
* На роль Любови Трофимовой пробовались: Елена Добронравова, Лариса Лужина, Валентина Шарыкина, сёстры Вертинские, Людмила Гурченко, Людмила Чурсина, Галина Яцкина, Евгения Козелькова, Ирина Печерникова, Руфина Нифонтова, Тамара Сёмина, Светлана Немоляева, Алла Евдокимова, Татьяна Лукьянова, Татьяна Конюхова, Елена Санько, Валентина Малявина, Светлана Коркошко, Ирина Мирошниченко, Лариса Голубкина, Нелли Корниенко, Анна Сидоркина, Вия Артмане, Инна Гулая, Лилия Алешникова, Наталья Величко, Галина Польских, Валентина Титова, Лионелла Пырьева, Виктория Духина, Наталья Тенякова, Ольга Лысенко, Инна Кмит, Евгения Уралова, Нина Веселовская, Валентина Калинина.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

32. Приключения Али-Бабы и сорока разбойников 1979 г. реж. Латиф Файзиев, Умеш Мехра 52.8 млн млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,177)

* Версия, вышедшая в Индии, на 15 минут длиннее советской. В индийской версии фильм начинается с демонстрации пещеры разбойников и их предводителя, поглаживающего бороду и нашептывающего молитву или заклинание. Советская версия начинается с закадрового голоса («Легенды, пережившие века, они приходят к нам издалека…»), сопровождающего эпизод, где караван идет по пустыне. В индийской версии больше песен, несколько иначе разработан образ Фатимы, показаны ее отношения с Али-Бабой и Марджиной.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

33. Всадник без головы 1973 г. реж. Владимир Вайншток 51.7 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 6,994)

* Впервые история безголового всадника была опубликована Майном Ридом в 1865 году, примерно в те годы, которые и описаны в книге, а позже показаны в фильме, снятом через 100 лет после создания романа.
* Съемки фильма «Всадник без головы» проходили непосредственно в Южной Америке, на Кубе.
* Киноверсия романа Майна Рида имеет несколько расхождений с книжным оригиналом. Так, главный герой Морис Джеральд до конца фильма остается обычным мустангером, человеком весьма невысокого социального положения. На страницах романа ему повезло больше – Майн Рид под конец истории открывает, что на самом деле Морис – богатый наследник и баронет. Другой интересной деталью стала биография Мориса, в которую создатели сценария фильма добавили фрагменты жизни самого Майна Рида. Кроме того, по книге Морис – брюнет (что характерно для Южной Америки), а в исполнении Олега Видова он оказался блондином.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

34. Трембита 1968 г. реж. Олег Николаевский 51,2 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,39)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

35. Любовь земная 1975 г. реж. Евгений Матвеев 50,9 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,861)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

36. Человек с бульвара Капуцинов 1987 г. реж. Алла Сурикова 50,7 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,020)

* Фамилия главного героя Андрея Миронова — мистер Фёст — переводится как «первый» (first, англ.). Герой Олега Табакова в конце фильма говорит про мистера Фёста, что он был первым, кто познакомил их городок с кинематографом.
* Рабочее название картины — «10 капель перед стрельбой» (цитата из фильма).
* Специально для съемок ковбойских потасовок в Питере заказали особую травмобезопасную смолу, из которой в духовке отлили бутылки и стекла для окон. Эти «стекла» при ударе разлетались вдребезги, но пораниться ими было невозможно. Табуреты для драк изготовили из бальсового сверхлегкого дерева, растущего в Эквадоре.
* Последняя роль Андрея Миронова. Актер скончался вскоре после съемок во время гастролей театра «Сатиры» в Риге. Премьеру в Москве он так и не увидел, но Миронов успел посмотреть фильм в Ленинграде на неофициальном показе.
* Американский городок Санта-Королина с банком, аптекой и пустыней — это большие цветные декорации. Картонный город чуть было не унесло шквальным ветром, после чего каскадеры вкопали укрепительные столбы. После съемок киногруппа обращалась в Госкино с просьбой не рушить картонный город, но декорации сожгли.
* Костюмы, ковбойские шляпы были сшиты на «Мосфильме». Орлиные перья для вождя индейцев привезли из Крыма — как шутили, ощипали орлов. В одном эпизоде герой Олега Табакова стрижет эти «знаки отличия» с головы вождя. Ножницами остричь крепкие орлиные перья у Табакова в один мах не получилось, поэтому перья подрезали.
* Потасовки между индейцами и ковбоями снимали так: сначала каскадеры одевались краснокожими и выполняли трюки, а потом — ковбоями. Режиссер переживала, что в кадре будет видно, что один и тот же каскадер лупит самого себя, но гример постарался — зритель ничего не заподозрил.
* Бесстрашную жену вождя индейцев — Наталью Фатееву — в ходе одного трюка подменяли аж четверо каскадеров: разгонялась актриса сама, на стену взбегала дублерша, дальше по крыше бежал в женском платье один каскадер, второй прыгал, а заканчивал трюк третий.
* В сцене, где салунные девицы с криком «Хотим фильму!» несут на руках мистера Фёста, на крупном плане показаны женщины, а на общем несли Миронова каскадеры в платьях и шляпках. В перерывах они шалили, задирали юбки, застенчиво выставляя «ножки» в сапогах.
* В фильме Андрей Миронов и Михаил Боярский поют сами. Караченцову доверили исполнить одну строчку. А за не поющую Александру Яковлеву песни исполнила певица Лариса Долина.
* В Париже нет «Бульвара Капуцинов», но есть «Бульвар Капуцинок» (женщин-монахинь).
* На роль бармена Гарри вначале пробовался Николай Караченцов, в итоге сыгравший ковбоя Билли.
* На роль Билли Кинга пробовался Леонид Ярмольник, сыгравший в итоге одноглазого ковбоя.
* В роли гробовщика первоначально должен был сниматься Армен Джигарханян. На роль вождя индейцев пробовался Фрунзик Мкртчян. На роль Дианы Литл пробовались Ирина Розанова и Ольга Кабо. На роль Билли Кинга также пробовался Алексей Жарков.
* Один из призов, доставшихся картине, был вручён с формулировкой «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
* Николаю Караченцову первоначально предлагали сыграть Блэк Джека, главаря банды.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

37. Бабье царство 1967 г. реж. Алексей Салтыков 49,6млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,418)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

38. Даурия 1971 г. реж. Виктор Трегубович 49,6 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,421)

* На съёмках фильма «Даурия» в Сибири был подготовлен и снят единственный в советском кино уникальный эпизод, в котором актёр Шелохонов в роли Северьяна Улыбина верхом на коне прыгает с 70-метрового обрыва в реку. Прыжок коня с обрыва снимался с укрепленным на коне манекеном в казачьей форме. Во время съёмки этого единственного дубля конь погиб, а в следующей сцене, когда герой актёра Шелохонова плывет по реке, держась за гриву своего коня, уже использовался другой конь той же масти.
* Съёмки проходили в 1969-71 годах, в Сибири, и под Нарвой, где построили казачью станицу, в которой актеры своими руками доделали удобства и прожили с коллегам по съемочной группе два года, как казаки.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

39. Невероятные приключения итальянцев в России 1973г. реж. Эльдар Рязанов 49,2 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,064)

* Один из львов (по кличке Кинг), принимавших участие в съемках фильма, был знаменитым воспитанником семьи Берберовых, приручивших царя зверей на своей квартире в Баку. Лев уже успел сняться в хронике, прославиться в газетных статьях, он даже стал звездой игрового кино, но «Итальянцы» стали последним фильмом «актера». В ходе московских съемок Кинга разместили на территории школы на Мосфильмовской улице. Именно туда через небольшой забор пробрался 18-летний студент Владимир Марков, догонявший свою собаку. Лев сбил молодого человека с ног и прижал к земле, несколько раз укусил студента и сильно поцарапал, была большая потеря крови и шок 1 степени. Подоспевший на место происшествия младший лейтенант милиции Гуров застрелил огромного хищника.
* Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк». Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины — только легковые, за рулями — только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе.
* Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной.
* Во время съёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.
* В сцене, где мафиози застревает в иллюминаторе самолета и он покрывается коркой льда, на самом деле был использован панцирь из слюды, изготовленный мастером спецэффектов Джулио Молинари. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски.
* Алигьеро Носкозе, сыгравший Антонио, в Италии прославился тем, что пародировал звезд и политиков. Помогал главарям масонской ложи «П-2», которые в конце 1970-х готовили государственный переворот в Италии. Алигьеро звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.
* Множество трюков актеры выполняли сами. Андрей Миронов висел на высоте 15-этажного дома, держался за край разведенного моста, сползал с шестого этажа гостиницы «Астория» на ковровой дорожке, нырял в Неву за сокровищами… Правда, эпизод плавания актера под водой снимали уже в Средиземном море, в Неаполе.
* Роль милиционера Васильева мог сыграть Иннокентий Смоктуновский.
С одной стороны моста на другую прыгали студенты циркового училища. Чтобы высота была наименьшая, на палубе теплохода, проходившего под мостом, установили рубку.
* Антония Сантилли (Ольга) не умела водить машину. Ее обучили азам, чтобы снимать крупные планы. На общих планах за рулем сидел дублер в парике.
* Показ сверхзвукового самолета Ту-144 должен был завершать фильм. Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. Как раз, за год до выхода фильма, Ту-144 разбился на авиасалоне в Ле-Бурже.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

40. Гусарская баллада 1962 г. реж. Эльдар Рязанов 48.6 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,965)

* На роль Шурочки Азаровой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих и другие известные актрисы.
* Худсовет возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на хитрость. Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже невозможно.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

41. Путь в «Сатурн» 1967 г. реж. Виллен Азаров 48.2 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,280)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

42. Тегеран-43 1980 г. реж. Александр Алов, Владимир Наумов 47.5 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,542)

* Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести такую операцию, и она была блокирована советской разведкой в Тегеране.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

43. ЧП – Чрезвычайное происшествие 1958 г. реж.Виктор Ивченко 47,4 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,679)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

44. Достояние республики 1971 г. реж. Владимир Бычков 47,1 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,771)

1 Фильм в монтажных листах назывался как «Достояние Республики» (второе слово с заглавной буквы), но кинематографическая традиция «Республику» низвела до строчной буквы.
* В комбинированных съёмках принял участие известнейший советский мультипликатор Юрий Норштейн.
* Последняя работа в кино Ольги Жизневой.
На съемках Спартак Мишулин едва не погиб. В одном из эпизодов они с циркачом должны были пройти по натянутому тросу, высоко над землей. Но канат провис и актеры упали — к счастью, не на землю, а на монастырскую крышу. Циркача со множеством переломов отправили самолетом в Москву, а Мишулин долго отлеживался в местной больнице.
* У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой и он должен был заниматься с группой каждый день, но актер отказался от тренировок, мотивируя тем, что он «с трех лет на лошади». Через несколько дней, в качестве доказательств, Миронов привез на съемки свои фотографии, где он верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».
* Снимавшийся верблюд, которого за вредный характер прозвали Китайский провокатор, не возлюбил Миронова и норовил его или укусить, или заплевать. Причину неприязни подсказали циркачи: чтобы отбить животные запахи, чистюля-актер выливал на себя литры дорогого одеколона. Когда его уговорили отказаться от парфюма, верблюд сменил гнев на милость.
* По словам Юрия Энтина, цензоры усмотрели в песне «Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух» пропаганду алкоголизма несовершеннолетних.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

45. Не может быть! 1975 г. реж. Леонид Гайдай 46,9 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,135)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

46. Щит и меч: Фильм второй 1968 г. реж.Владимир Басов 46,9 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,148)

* Второй фильм состоит из двух серий («Обжалованию не подлежит», «Последний рубеж»), вышедших в прокат одновременно.
* 3 и 4 серии с результатом 46,9 млн. зрителей при тираже 1997 копий занимают по посещаемости 47-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

47. Тихий Дон 1957 г. реж. Сергей Герасимов 46,9 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 8,127)

* Фильм снят по одноименному роману Михаила Шолохова.
* Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов.
* Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1958 году.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

48. Простая история 1960 г. реж. Простая история 46,8 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7,895)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

49. Любовь Яровая 1953 г. реж. Ян Фрид 46,4 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 6,133)

100 лучших Советских фильмов (II часть)

50. Оптимистическая трагедия 1963 г. реж. Самсон Самсонов 46 млн. чел. (рейтинг Кинопоиска 7.168)

* Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1964 году.

100 лучших Советских фильмов (II часть)

источник